Салоники
Салоники являются вторым по величине городом Греции, он был основан в 215 году до Рождества Христова царем Кассандром и назван в честь его жены, сводной сестры Александра Македонского, Фессалоники. В то время, когда столицей Империи стал Константинополь, Салоникам было уже пятьсот лет. Город известен не только как памятник древности и крупный современный центр, но и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь в 50 году по Рождестве Христовом святым апостолом Павлом, написавшим впоследствии два послания местным христианам. Эти письма вошли в Новый Завет под названием Послания к Солунянам (Фессалоникийцам).
В начале четвертого века, на пике римского влияния, в Салониках принял мученическую кончину святой Димитрий. Ом был замучен в эпоху диоклетиановых гонений вместе со своим другом Нестором и слугой Лупусом. Как оказалось, мученическая кончина святого Димитрия имела огромное значение для Салоник в будущем, так как в последующие века святой Димитрий не раз спасал Салоники и их жителей от вторжений неприятеля.
Через несколько лет после мученической смерти святого великомученика Димитрия Константин Великий и его соправитель Лициний издали "Миланский Эдикт", провозгласивший Христианство официальной религией. В 330 году Константин торжественно объявил Константинополь столицей, после чего Константинополь и Салоники стали двумя полюсами, вокруг которых вращалась вся жизнь Византии. Константинополь был политическим центром Империи, а Салоники, более доступные для Запада, соперничали с ним в торговой и военной областях. Именно из-за своего выгодного географического положения, этот город постоянно подвергался вторжениям и захвату. С конца четвертого по седьмого века на него часто нападали готы и другие завоеватели с севера. Один из самых известных эпизодом связан с вторжением славян и аваров в шестом веке, святой Димитрий чудесным образом заставил их уйти. Однако Салоники славились не только торговлей и военной мощью. Здесь процветало Православие. В девятом веке здесь родились святые учители словенские Кирилл и Мефодий. Кирилл учился у Фотия, ставшего впоследствии Патриархом Константинопольским, владел несколькими языками. Братья выросли среди соседей-славян и, научившись свободно говорить на их языке, стали прекрасными миссионерами для северных народов. То, что им удалось совершить, явилось одним из величайших событий в истории Церкви. Они создали славянский алфавит и перевели на язык, которому сами дали письменность, Священное Писание и некоторые из церковных служб. Их просветительские труды оказали влияние не только на хазар и жителей Моравии (территория бывшей Чехословакии), но после кончины обоих братьев их последователи успешно обратили в Христианство народы Сербии, Болгарии и России, поскольку имели возможность представить им Христианство на их родном языке.
В 904 году, вскоре после кончины этих двух великих миссионеров, на Салоники напали арабские пираты и варварски разорили их. Вслед за ними, пользуясь слабостью поверженного города, на него в течение десятилетий периодически нападали болгары. В начале одиннадцатого века Император Василий II победил болгар, после чего началась эпоха мира и процветания. Салоники превратились в международный центр торговли, привлекая купцов со всех концов Византии, из Италии, Испании, Финикии и Причерноморья.
Город снова подвергся осаде в 1185 году, на этот раз со стороны скандинавов, и еще раз в 1204 году, когда западные крестоносцы жестоко разграбили Константинополь. После похода крестоносцев Салоники стали столицей королевства франков. Католики забрали себе многие храмы, чтобы совершать там свои богослужения. Однако власть латинян была недолгой — в 1261 году город отвоевал Византийский Император Феодор Комнин, а потом Император Михаил Палеолог.
В 1308 году на Салоники напали каталонские наемники, нанятые Императором Андроником II для защиты византийских крепостей в Малой Азии. Наемные солдаты вышли из-под контроля, и Императору пришлось отказаться от их услуг. В отместку они разорили полуостров Халкидики и Гору Афон и намеревались взять осадой Салоники. Жителям города удалось отразить их нападение, и они ушли на юг.
Поражение каталонцев в четырнадцатом веке послужило для Салоник предвестником начала "золотого века". Город получил долгожданное самоуправление, давшее импульс развитию торговли, искусства, литературы и богословия. Известные ученые, поэты, ораторы, философы, богословы, гимнографы, иконописцы, художники-монументалисты и архитекторы украшал город и его храмы великолепными произведениями искeccтва и литературы. Несколько храмов, построенных в этот период, стоят и поныне: церковь святой великомученицы Екатерины, святых Апостолов, святого Николая Орфаноса, пророка Илии, святого великомученика Пантелеймона, Архангела Михаила, Преображения Господня и монастырь Влатадон. Именно в это время святитель Григорий Палама одержал победу в споре с итальянским монахом Варлаамом об исихазме. В дальнейшем святитель Григорий стал архиепископом Солунским.
После нескольких десятилетий попеременного правления венецианцев и турок Салоники, наконец, окончательно покорились власти мусульман — в 1430 году, когда султан Мурад II взял город силой. Его войска мародерствовали в городе три дня забирая все, что представляло какую-либо ценность, как в общественных зданиях, так и в домах жителей. Тех горожан, кто не успел бежать, тысячами захватили в плен и продали на восточных невольничьих рынках. Церкви превратили в мечети. Маштаб разрушений оказался таким, что турецкие правители вынуждены были пойти на определенные уступки, чтобы бежавшее население могло возвратиться в Салоники. Спустя двадцать три года, во времена правления Мурада, сына Мехмеда (Мухаммеда) II, турки захватили также и Константинополь, и Византийской Христианской Империи пришел конец.
К семнадцатому веку, с возвращением в город греков, Салоники в какой-то мере вновь обрели свое былое величие. Но к 1712 году опять произошла трагедия: по городу пронеслась чума унеся за несколько недель жизни восьми тысяч человек.
Прошло чуть более ста лет. Весной 1821 года афонские монахи встали на сторону повстанцев, стекавшихся на север Греции: На борьбу с турецкими захватчиками поднялось население центральной и южной части Пелопоннеса во главе с народными вождями, призывавшими народ к общенациональному восстанию. В качестве акта возмездия турки казнили в Салониках три тысячи человек, включая глав греческой общины. Салоники были окончательно освобождены от турецкой зависимости в 1912 году, в день памяти святого великомученика Димитрия.
Святой Дмитрий является покровителем города Салоники и не раз спасал свой город и его жителей от бед. Его почитают и любят не только Жители северной столицы Греции, но и далеко за её пределами. К его святым мощам совершаются паломничества со всех уголков земли. Много чудес совершается по молитвам к святому и в наши дни.
Базилика святого великомученика Димитрия стоит на месте его первоначального погребения, и там же в наши дни покоятся его мощи. Она расположена в самом сердце старого города.
Святой Димитрий родился в Салониках в конце третьего века и был единственным сыном благочестивой христианской четы, много лет молившейся о даровании чада. Отец Димитрия служил командующим армией Салоник, и после его смерти Димитрий получил ту же должность. Родители Димитрия и он сам жили во времена гонений, и веру свою исповедовали тайно. В подтверждение факта назначения Димитрия военачальником Салоник, восточный император-язычник Максимиан (286—305 гг.) приказал ему принять специальные меры по избавлению города от христиан. Димитрий не только отказался исполнить этот приказ, но и публично объявил, что он сам христианин, и открыто проповедовал Христа перед жителями города.
Максимиан узнал о неповиновении молодого военачальника во время одной из своих военных кампаний и по прибытии в Салоники лично допросил его. В присутствии Максимиана Димитрий вновь заявил о своей вере и осудил идолопоклонство императора. Разгневанный император велел заключить его под стражу недалеко от арены и римских бань, где готовились к битве гладиаторы. Зная, что конец его близок, мученик попросил своего слугу Лупуса раздать все его имущество нищим, говоря: "Отдай это сокровище нищим, а мы будем искать небесное сокровище". Перед казнью ему в тюрьме явился ангел и сказал: "Мир тебе, страдалец Христов. Будь силен и мужествен!"
Во время своего пребывания в Салониках император устраивал на арене публичные состязания, выставляя задержанных христиан против опытных бойцов. У него был казавшийся непобедимым гладиатор-вандат по имени Лий, сражавший своих соперников, бросая их со сцены на торчащие остриями вверх копья. Среди зрителей был юный христианин по имени Нестор, друг Димитрия, считавший его своим духовным наставником. Нестор решил бросить этому гладиатору вызов и пришел за советом к Димитрию. Димитрий одобрил мужественное решение юноши и предсказал ему: "Ты победишь, а потом пострадаешь за Христа". На следующий день Нестор вышел на арену и вызвал Лия на поединок. Осенив себя крестным знамением, он вслух помолился: "Бог Димитрия, помоги мне в сражении с моим соперником".
Как и предсказывал Димитрий, Нестор победил в этой ожесточенной схватке, а гладиатор нашел свою смерть на остриях копий. Видя, что неопытный христианский юноша одержал верх над известным гладиатором, толпа возгласила: "Велик Бог Димитрия!" Гибель гладиатора привела императора в ярость, и он велел обезглавить Нестора. Потом, узнав что Нестор пошел сражаться по совету Димитрия, Максимиан приказал казнить и его. Утром 26 октября (около 304 года) в темницу к Димитрию явились солдаты и закололи его копьями. Лупус, слуга Димитрия, взял кольцо и окровавленные одежды хозяина. С людьми, припадавшими к этим святыням, стали происходить чудеса. Когда об этом доложили Максимиану, он отдал приказ казнить и Лупуса.
В ночь после мученической кончины Димитрия солунские христиане спрятали тело Святого в колодце неподалеку, желая спасти мощи от осквернения, а потом похоронили их в заброшенной крипте, бывшей раньше частью бань. Вскоре из мощей начало истекать целебное миро. В 312 году над гробницей построили маленькую церковь, которая стоит и сейчас. Весть о мученической кончине святого Димитрия разнеслась быстро, и через несколько лет люди уже приезжали со всех концов империи поклониться его мощам.
Через несколько лет знатный человек из Илирии по имени Леонтий, исцелившись у мощей святого от смертельного недуга, построил вместо маленького храм святого Димитрия большой. Этот собор, из которого открывался вид на весь город, простоял несколько веков, а в 626 году его уничтожил пожар. Он был сразу же отстроен заново и стал еще больше. Этот третий храм во времена турецкого ига (1430-1912 гг.) в основном использовали как мечеть, а потом его вернули православным, но он сгорел во втором страшном пожаре в 1917 году. И вновь был восстановлен в том виде в котором мы его видим сегодня.
История мироточения мощей святого Димитрия удивительна. Его святые мощи мироточили столетиями, а в десятом веке миро вообще лилось потоком, так что даже пришлось построить небольшие каменные бассейны, в которые оно могло бы стекать. До нас дошло множество рассказов о чудесах, совершившихся по предстательству Святого. В наши дни древние каменные бассейны (в форме огромных плоских чаш), в которые стекало драгоценное вещество, стоят там до сих пор, и паломник может увидеть их, спустившись в крипту. То место, где, по преданию, был убит святой Димитрий, отмечено углублением. Под иконой с изображением сцены мученичества святого Димитрия, находится памятная мраморная часовня, а пол не I колодец, в котором после смерти спрятали тело Святого. Колодец расположен слева от иконостаса в верхнем храме. Рядом имеется каменный резервуар, где паломник может набрать из крана святой воды.
Одно из многих чудес совершённое по молитвам к святому случилось около 6-ого века во времена очередного нападения на Салоники врагов. Местным жителям удалось отразить нападение с помощью святого Димитрия. В отместку вражеские войска стали грабить и разорять окрестности. В плен среди прочих попали две молодые девушки, которых захватчики повезли в подарок своему князю. Обе они были искусными вышивальщицами, и князь, увидев их работы, сказал: "Говорят, у вас есть великий бог Димитрий, творящий чудеса. Вышейте мне его изображение". Девушки сказали ему, что святой Димитрий не бог, а раб Истинного Бога, помощник христианам, и что они не могут вышить его изображение для язычника. Князь разгневался, услышав это. Они все же приступили к работе, но только тогда, когда он начал угрожать казнить их в случае окончательного отказа. Работа была закончена накануне дня святого великомученика Димитрия, и девушки, глядя на новую икону, плакали: одна огорчалась, что им предстояло встретить праздник в рабстве, а вторая страдала при мысли, что им придется отдать образ их покровителя в руки язычника. Они молились Святому, прося у него прощения, и в ту ночь сам святой Димитрий явился им, чудесным образом перенес их в Салоники и поставил их посреди храма во время Всенощного бдения накануне его праздника. В храме было множество народа. Когда девушки рассказали свою историю, все прославили Бога и Его Святого.
Мученица Анисия
В левом приделе храма святого великомученика Димитрия покоятся мощи святой мученицы Анисии, жившей в Салониках во времена гонений императоров Диоклетиана и Максимиана (284 305). Она была дочерью богатых и благочестивых родителей. После их смерти вела тихую, богоугодную жизнь, исполняя заповеди Божии. Ее убил в 285 году солдат-язычник: захватил, когда она шла в церковь, и поволок в языческий храм с намерением заставить принести жертву идолам. Она отказалась. Сказала, что ее Бог — Христос, и плюнула воину в лицо. Он пронзил ее копьем, после чего она умерла.
Храм святого Георгия (Ротонда)
В центре города, чуть выше улицы Эгнатия, стоит один из древнейших архитектурных памятников г. Салоники — церковь III века, называемая Ротонда. Это круглое здание с триумфальной аркой построено императором Галерием (305—311). Некоторые исследователи полагают, что первоначально это был храм римского бога Кавироса или Зевса. Однако большинство современных исследователей сходятся во мнении, что это сооружение было задумано как мавзолей для самого Галерия. Во времена царствования Феодосия Великого (379— 395) оно стало христианским храмом, хотя сам Галерий был жестоким гонителем христиан. В эпоху турецкого ига храм превратили в мечеть. После освобождения от власти захватчиков в 1912 году его вновь освятили как христианский храм, а после 1920 года в этих стенах разместили музей. Недавно в храме возобновились богослужения. Ротонду (это имя дали ему иностранные гости из-за круглой формы строения) местные жители называют церковью святого Георгия, поскольку совсем рядом стоит небольшой храм в честь святого Георгия, принадлежащий святогорскому монастырю Григориат. Внутри огромный круглый храм пронизан светом, льющимся из окон, так что массивный купол кажется невесомым. Здесь сохранились фрагменты ранневизантийской мозаики с изображениями святых Анании, Романа, Аристарха, Кирилла и Василика, обнаруженные в ходе реставрации.
Церковь Панагии Ахиропиитос (Нерукотворной)
Церковь Ахиропиитос, посвященная Матери Божией, находится недалеко от храма святого Георгия (Ротонды), на пересечении улиц Филиппу и Айя Софиас. Это базилика в греческом стиле с тремя приделами и деревянной крышей. Она является одной из четырех самых древних в Греции церквей. Другие три — это храмы святого Димитрия, Святой Софии (в Салониках) и Экатонтапилиани на острове Парос. Это единственная христианская базилика на всей территории восточного Средиземноморья, дошедшая до наших времен в первозданном виде, так как ее никогда не перестраивали. В притворе этого храма сохранилась надпись с упоминанием имени "Андреас", который, как считают ученые, был представителем Салоник на Халкидонском Соборе 451 года. Название храма связано с преданием о чудесном появлении на этом самом месте иконы Богородицы (в раннехристианскую эпоху). Византийские авторы отзывались об этой иконе с таким же почтением, как и об образе Спаса Нерукотворного в Эдессе.
Султан Мурад II, захватив Салоники, сделал надпись на одной из колонн храма в северном приделе: "Султан Мурад взял Салоники в 833 году" (приблизительно 1430 год от Рождества Христова). Спустя пять столетий храм снова стал православным. На обратной стороне сводчатой колоннады до сих пор сохранилась эта надпись, а также красивая ранневизантийская мозаика и небольшой фрагмент древнего пола. К сожалению, сама икона "Богоматерь Нерукотворная" давно исчезла. Но есть современная чудотворная икона Божией Матери "Надежда Всех Христиан", перед которой молятся все те, кто приходит в этот храм.
Церковь Айя София
Церковь Айя София находится в двух кварталах от храма Панагии Ахиропиитос. Конечно, это не та знаменитая Святая София Константинопольская, что была славой и венцом Византии, а теперь является музеем и мечетью в современном городе Стамбуле. Но, как говорят исследователи, Святая София в Салониках была построена в тот же период (527—565 гг.). Первоначально возведённый храм был разрушен ужасным землетрясением 620 года, а нынешнее здание существует с середины VII века. Наличие множества общих архитектурных деталей, как в первоначальном варианте, так и в восстановленной в VII веке постройке свидетельствует о том, что храм в Салониках создавался по образцу Константинопольского. В любом случае, первоначальный храм был возведен спустя какое-то время после Первого Вселенского Собора 325 года, на котором был принят догмат о божественности Христа. Еще Ветхий Завет говорит о Нем как о "Премудрости Божией, через Которую был сотворен мир" ("Премудрость" по-гречески "София").
Храм построен по плану купольной базилики. Самая древняя мозаика (середины VIII века) находится на алтарном своде. На ней изображен большой крест, вписанный в окружность из звезд и монограмм благодетелей и ктиторов храма, Императора Константина VI (780—797), его матери Ирины и митрополита Феофила Солунского. Гигантский купол покрыт великолепной мозаикой IX века, изображающей Вознесение Господне, а апсида алтаря — столь же прекрасной мозаикой XX века "Богородица на Престоле". Со времени падения Салоник и до 1912 года оттоманские захватчики использовали здание этой церкви как мечеть. В нартексе покоятся мощи святителя Василия Нового из Салоник, исповедника X века.
Митрополичий собор (Свт. Григорий Палама)
В одном квартале от берега стоит Митрополичий собор — красивый храм в честь святителя Григория Паламы с мощами этого Святого, который при канонизации был провозглашен "величайшим из Отцов Церкви". Собор строился с 1891 до 1914 года и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. После землетрясения 1978 года, когда пришлось заново расписывать храм фресками, под алтарем обнаружилась потайная крипта, построенная, возможно, как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение (1904—1908 гг.). В наши дни в этой крипте размещается историческая выставка. Мощи святителя Григория покоятся в красивой серебряной раке, под сенью, справа от входа в храм.
Святитель Григорий родился в 1292 году. Его отец был членом Императорского сената, близким другом и советником императора Андроника II. Мальчику, получавшему образование и воспитание под покровительством императора, был обеспечен мирской успех и положение при дворе.
Детство Григория прошло среди руин золотого века Империи. Мирское величие Византии к тому времени уже стало историей. От военной мощи Византии осталось лишь несколько крепостей в Малой Азии (девять десятых этих земель уже были под властью турок), несколько маленьких островов и обширные территории нынешней Северной Греции, Македонии и юга Боснии-Герцеговины. Европейской части страны постоянно угрожали сербские войска. Крит и Эвбея находились под властью венецианцев. Афины, Фивы и множество более мелких островов — под властью французов. Константинополь "дышал на ладан" при безмятежно-благодушном императоре Андронике II, которого историки обвиняют в том, что он "то ли спал, то ли умер". Его не интересовала война и, кажется, не заботил тот факт, что турки, западноевропейцы и даже православные братья сербы забирали себе земли, принадлежавшие его Империи, некогда простиравшейся от Испании до Персии. В отчаянной попытке остановить процесс распада Империи группа знатных людей во главе с Иоанном Кантакузеном захватила Константинополь, сместила с престола Императора и посадила на трон его внука Андроника III. Андроник II даже и не помышлял о том, чтобы вернуть себе власть — напротив, он, по всей видимости, с благодарностью удалился в монастырь, где до самой смерти был известен просто как отец Антони.
В возрасте двадцати с небольшим лет Григорий, неудовлетворенный изучением философии и жизнью при дворе, отправился со своими двумя братьями, Макарием и Феодором, на Святую гору Афон. Он провел там восемь лет, учась непрестанной молитве, потом десять лет жил в уединении высоко в горах, в пещере, недалеко от македонской границы, после чего вернулся на Святую Гору.
Из рассказов о явлении Богородицы святителю Григорию мы узнаем, что его уединение принесло обильные духовные плоды. Как-то раз, когда Григорий предавался созерцательному размышлению, перед ним предстал святой апостол и евангелист Иоанн и спросил: "Что за причина, что, взывая к Богу, ты всякий раз только повторяешь "Просвети тьму мою, просвети тьму мою?", на что Григорий ответил: "Что другое должен я просить, кроме этого — да просвещусь и узнаю, как творить волю Его святую?" И апостол Иоанн сказал: "По воле Владычицы всех, Богородицы, с этой поры я буду с тобой неотступно".
Некоторое время спустя ему явился преподобный Антоний Великий. Григорий тогда жил в киновии. Братия позвала его на службу накануне праздника преподобного Антония, но Григорий решил остаться в своей келье. Во время молитвы преподобный Антоний пришел к нему со словами: "Хорошо - совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо". Эти слова убедили Григория, и он отправился на службу, доставив этим радость всем инокам того монастыря.
Там же, на Афоне, в келье возле Великой Лавры Григорий получил откровение о том, что настало время выйти на служение ближним. В Житии об этом повествуется так: "...Однажды во время молитвы Григорий погрузился в сон. Ему представилось, будто в руках его — сосуд чистого молока, до такой степени полный, что молоко переливается через край. Затем ему показалось, что молоко приняло вид лозного ароматного вина, которое, также переливаясь через край сосуда, омочило его руки и одежду, и потом, струясь всюду, издавало из себя дивный аромат. Чувствуя сладость аромата, Григорий радовался. Между тем является ему светлый юноша и говорит: "Почему бы тебе не передать и другим этого чудного питья, так расходуемого тобою без всякого внимания? Или не знаешь, что это неиссякающий дар Божией благодати?" "Но если в настоящее время нет нуждающихся в таком питии, — отвечал Григорий, — кому передать?" "Хотя в настоящее время действительно нет жаждущих, — возразил юноша, — но ты все-таки обязан исполнить долг свой и не пренебрегать даром Божиим, в котором Владыка потребует от тебя отчета"... Значение молока святитель Григорий впоследствии объяснял так, что это дар слова обыкновенного для сердец простых, требующих нравственного учения, а превращению молока в вино придал он смысл более высокий: это обозначало, что нужда со временем потребует от него слова догматического и небесного... С той поры, кроме слова устного, святитель Григорий начал составлять свои систематические произведения и проявлять дар чудотворения..."
Литературные труды святителя Григория были посвящены прежде всего защите исихастской традиции Иисусовой молитвы, которая (в особенности на Афоне) развилась в утонченную и искусную аскетическую практику. Он стремился примирить многовековые противоречия в споре о том, насколько близко может христианин познать Бога. Святитель Василий Великий писал ранее: "Действия разнообразны, а сущность проста. Мы говорим, что можем познать нашего Бога по Его действиям, а что можем приблизиться к самой Его сущности, не утверждаем. Ведь к нам нисходят Его энергии, а Его сущность остается неприступной". Святитель Григорий принял и развил эту мысль, взяв в качестве источника мистического познания Бога и его энергий Преображение Господа на горе Фавор. Он писал, что на Фаворе Бог явил не Свою сущность, а действие Своей благодати, подобно тому как солнечные лучи — это не само солнце. Есть и другие библейские примеры действия благодати Божией — Неопалимая Купина, встреча апостола Павла с Господом на пути в Дамаск, после которой Павел на время ослеп, вознесение пророка Илии на Небо в огненной колеснице. Святитель Григорий учил, что практика исихазма может привести благочестивого инока к видению нетварного света — и это будет опыт познания Бога, но не в Его сущности, а в Его благодатных энергиях.
В 1337 году в Константинополь приехал высокообразованный итальянский монах Бернард Варлаам, человек с большими связями. Он высказывал свою преданность Восточной Церкви, написал несколько трактатов, в которых рассматривались догматические ошибки Запада. Благодаря своей учености и эрудиции, он был благосклонно принят при Дворе, а потом назначен настоятелем одного из монастырей. Потерпев поражение в споре с константинопольским богословом Никифором Григора, он оставил монастырь и столицу, а затем отправился в Салоники, где открыл собственную школу. Возможно, он был искренен в своих убеждениях, но, скорее всего, искал еще один способ войти в официальные церковные круги. Факт остается фактом: познакомившись весьма поверхностно с учением исихастов и уверившись в том, что это учение, по его понятиям, ошибочно, Варлаам устно и в многочисленных сочинениях начал нападать на исихастов, назвав практику молитвенного созерцания соблазнительной. Он считал, что разговор об опыте какого-либо познания Бога сам по себе является кощунством, и не признавал принцип "сущности и энергий". Он говорил, что прямое познание Бога невозможно, а Божественный свет на горе Фавор был тварным.
Григорий обменивался с Варлаамом полемическими работами, желая показать ему, что традиция исихазма является неотъемлемой частью в системе православного богословия, однако убедить Варлаама ему не удалось. Два года спустя Варлаам, не справившись с возложенной на него миссией в отношении папы римского (Византийский Император и Патриарх убеждали его просить военной помощи против турок и организовать соборную встречу для урегулирования догматических споров между Востоком и Западом), снова начал резко критиковать исихазм. На этот раз было созвано заседание Синода, на котором выступили Варлаам и Григорий. Синод признал учение исихастов и их молитвенную практику истинными. Святителю Григорию удалось отстоять истинность Православного учения о том, что Бог не только трансцендентен, но и имманентен миру. Но это, как оказалось, было лишь началом борьбы.
Через четыре дня после заседания Синода внезапно умер Андроник III, оставив своего сына Иоанна V Палеолога на попечение советника Иоанна Кантакузена. Кантакузен годами управлял делами Империи за императора, который был почти так же слаб и нерешителен, как и его дед. Супруга Андроника, католичка Анна Савойская, опасалась влияния Кантакузена и после смерти мужа старалась поскорее отстранить его от дел и отправить подальше от императорского двора. Предвидя те последствия, которыми могло обернуться для Империи регентское правление Анны, Канатакузен провозгласил себя императором, и страна оказалась в состоянии гражданской войны.
После первого заседания Синода Григорий возвратился на Гору Афон, но вскоре его вызвали обратно в Константинополь, принуждая дать отчет в своих убеждениях Патриарху Иоанну Калеке. В Константинополе Паламу арестовали и привезли в Царский Дворец. Здесь состоялось нечто вроде нового собора - суда, после которого (по приказу императора) святителя Григория схватили и поместили в заключение без права общения с внешним миром: сначала при резиденции самого Патриарха, а потом в монастырь. Спустя несколько месяцев Григория снова вызвали на заседание Синода для пересмотра его богословских взглядов. Зная, что цель этого заседания заключается в дискредитации его как богослова, не имея надежды отстоять свои взгляды без рукописей и книг, хранившихся на Святой Горе, он тайно ушел во Фракию. Его привезли обратно в Константинополь силой, но на этот раз вместе с ним в тюрьму попало несколько десятков его сторонников.
Патриарх, давний сторонник Анны, сделал попытку примирить ее с Кантакузеном. Императрица восприняла его вмешательство как измену. Однако она опасалась, что против нее может выступить Церковь, и освободила Григория и иноков-исихастов. Затем она устроила собрание епископов, на котором председательствовала сама лично. Ей удалось сместить Патриарха на том основании, что раньше он поддерживал взгляды Григория.
Тем временем Кантакузен, которому не терпелось взять Константинополь, выдал свою дочь Феодору замуж за оттоманского эмира Орхана. Зять ответил на просьбу о помощи, предоставив в его распоряжение шеститысячное турецкое войско. Войско во главе с Кантакузеном вошло в Константинополь на следующий день после празднования, состоявшегося при дворе в связи с оправданием Григория. Кантакузен не только не стал грабить город, как все опасались, но даже гарантировал безопасность Иоанну V Палеологу и его матери. Более того, он предложил мальчику разделить с ним власть в качестве соправителя. Двойная коронация состоялась в день памяти святых Константина и Елены, 21 мая 1347 года, а неделю спустя Кантакузен объявил о том, что его тринадцатилетняя дочь Елена выходит замуж за малолетнего Императора. Таким образом, на престоле оказалось сразу два Императора и три Императрицы — третьей была жена Кантакузена Ирина.
На следующий год Патриарх Исидор поставил Григория Паламу архиепископом Фессалоник. Но служить на этом месте новому Архиепископу было весьма и весьма нелегко. Он больше чем на год оказался изолирован от своей епархии в результате деятельности группы, называвшей себя зилотами. Они установили в Фессалониках свое правление и не пускали туда ни знать, ни духовенство. Наконец, в 1349 году он получил свою кафедру. Но даже после этого ему не удалось спокойно служить. Его учение о Божественных энергиях снова подверглось критике со стороны видных византийских богословов того времени, в том числе Акиндина и Никифора Григора. 15 августа 1351 года был созван новый Собор, на котором оба Императора, Патриарх и тридцать семь епископов подтвердили, что учение исихаста святителя Григория является православным. Высказываются предположения, что такое решение было вынесено отчасти по политическим соображениям. Однако, какими бы мотивами ни руководствовался Собор, этим решением он исполнил волю Божию. Политический хаос оказался лишь фоном, на котором одно из глубочайших православных учений стало общецерковным догматом.
Новый собор навсегда разрешил спор об исихазме, но что касается потрясений, как в политике, так и в жизни самого Григория, это был далеко не конец. Императоры ссорились между собой, и в конце концов Кантакузен сместил Иоанна Палеолога, посадив вместо него на Престол своего сына Матфея. В 1353 году до Афона дошла весть о примирении Кантакузена и Иоанна Палеолога. Архиепископ Григорий, уже несколько месяцев болевший, так обрадовался, что отправился в Фессалоники поздравить правителя. ПРОДОЛЖЕНИЕ