Международное православное движение
За святую Русь

«Откуда в Межозёрном казаки?» -такое мнение часто приходиться слышать от незадачливых односельчан. Ответ прост: «Это память крови- она неистребима». Лишь поверхностное сравнение переписных книг первопоселенцев Челябинских крепостей середины 18 века и телефонного справочника Межозёрного обнаруживает, что недаром, 200 лет гарцевали по нашим весям казаки. Места между Гнилым и Чебачьим озёрами изначально были обжиты казаками. Бурно кипела жизнь в многочисленных хуторках, заимках, приисках. Живут и теперь в Межозёрном прямые потомки славных казаков, хоть и подменили казачью справу на шахтёрскую, да основательно позабыли прадедовские традиции. Это фамилии Печенкиных, Мельниковых, Горбуновых, Соколовых, Воробьёвых, Вороновых, Плетминцевых, Домниных, Гребенщиковых, Дегтяревых, Головиных, Коробейщиковых, Пестряковых, Колесниковых, Кожевниковых, Приданниковых, Красильниковых , Пермяковых, Обуховых, Коноваловых, Пономарёвых, Гусевых, Ягодиных и еще сотня других. У многих невостребованными лежат бесценные фотосвиделельства, награды, погоны, атрибуты казачьего преемства: шашки, нагайки, а кто-то сохранил в памяти уникальные семейные хроники, переданные прабабушками.

«Узнать историю своей фамилии»- такое домашнее задание получили воспитанники воскресной школы. Уже три года, как называют нас «казачатами», а вот течет ли в нас казачья кровь на самом деле? Оказалось, что наши бабушки и дедушки мало интересовались своим происхождением, а интернет-ресурс выдал картину на удивление одноликую и ликующую! В воскресной школе, как на подбор, собрались потомки исконных казачьих донских фамилий, ставшие в 1738 году первыми насельниками Карагайской крепости. Донцы сроднившись с наверстанными крестьянами, дали мощную когорту трудолюбивых и смелых тружеников -воинов, рассеявшихся постепенно по всей обустраиваемой территории Оренбуржья. Прадеды казачат из воскресной школы: Кирилла Поносова, Никиты Лукьяненко, Александра Сусанина, Насти Роговской , братьев Ермиловых, Игната Докшина, Кости Коробейщикова, Андрея Каширина, Максима Тарабака, героически сражались защищая Родину, получали ордена боевой славы и Георгиевские кресты, многие окончили военные училища, имели офицерские чины, неоднократно были атаманами в своих селениях,

учительствовали, избирались попечителями школ, благоустраивали и украшали церкви, и в означенные времена вместе со своими семьями прошли полный трагизма мученический путь расказачивания:

«Просыпались как песок, не оставив по себе следа в истории, песок и ветер замели их тяжкий путь как будто ничего и не было…» [ Цит. Петров. В. И.]

Не все родители сегодня помнят имена своих прадедов-казаков, не говоря уже о их боевых подвигах. Нет в бывшей станице Карагайской и посёлке Урлядинском памятников посвященных боевой казачьей славе. Нет духовноцементирующего аспекта- растоптаны алтари и церковные погосты- места, к которым приставлены нести вечный караул невидимые воины с огненными мечами.

Нет памяти о подвигах – нет и идентичности. Подрастает уже третье расказаченное поколение. Чтобы перекинуть мостик и связать поколения воскресная школа традиционно проводит встречи со станичными атаманами, деятельными казаками. В прошлое воскресение 8 декабря казачата пригласили в гости войскового старшину Казаков России и Зарубежья, отставного атамана города Красноярска, знаменитого оперного певца Мастьянова Валентина Петровича.

Будь-то, пронзая грани эпох, вошел в аудиторию Валентин Петрович. Влитая форма, картинная выправка, размеренный громовитый голос мгновенно расположили непривыкших к неторопливой чинной беседе казачат. Мастьяновы - наши земляки, выходцы из посёлка Краснинского, бабушка -Урлядинка. Страшную участь во времена расказачивания принял дед Валентина - Иван Иванович Мастьянов. Раненого, зверски избитого привязали его к лошади и гоняли по степи. Известно, что кровь мученика святит весь род и не даёт дремать памяти. Когда слово «казак» стало запретным, дядя Валентина Петровича, тоже Иван, отсидел в тюрьме за верность имени казака, а выйдя из тюрьмы, вскоре ушёл на фронт и стал полным кавалером орденов Славы ВОВ. Дядю Валентина Петровича помнят в пос.Тирляне, где он прожил всю жизнь и назвали в честь его имени улицу.

В начале 90-х годов, увидев незатейливое объявление: «Кто помнит, что он казак!» Валентин Петрович один первым пришел возрождать казачество. Было это в далёком Красноярске.

Валентин Петрович подробно описал своё служение в качестве отдельского атамана гор. Красноярска. Под его попечением укреплялись казачьи традиции, проводились трудовые субботники, нёс дежурство конно-казачий-милицейский взвоз. Много сил Красноярские казаки потратили на восстановление и благоустройство Благовещенской церкви.

Валентин Петрович рассказал о своей богатой театральной деятельности, показал фотографий гастролей, а на прощанье подарил для музея воскресной школы календарь Красноярского казачьего общества, газетные статьи о кавалере ордена Боевой Славы Мастьянове, спел с казачатами песня лихую песню: «Крепко били супостатов!».

Не хотел отпускать отец Виктор такого редкостного гостя: «Так колоритно «Господи, помилуй!» в нашем храме еще никогда не звучало!».

P.S. : «Как на папу похож!», - вскрикнул Слава Печенкин, едва я открыла книжку «Воспоминания старожилов станицы Магнитной» со старинными фотографиями казаков. Такого результата я не ожидала! Слава пришел первый раз в воскресную школу, и он пока не знает, что раньше казаками с фамилией Печенкин гордились в своих станицах. Послужной список казака Бориса Петровича Печенкина сообщает, что он, поступив на службу в 1812 году, прошел всю войну в составе № 3 ОКП. Был награжден серебренной медалью «В память войны…», «За взятие Парижа». Кроме Франции, во время тех событий он побывал в Чехии, Германии, Польше. После войны еще долго находился в службе, вернулся домой только в 1820 году, а после – почти каждый год служил на границе – командировки по 6 мес. Был также в восточном Казахстане в казачьем отряде при ставке Султана. Стал урядником, в качестве награды носил на мундире серебряную нашивку, тесьму на рукаве. «Пробудилась казачья кровь!» -думаю про себя и приглашаю Славу принять участие в зимних сборах «Казачьего Дозора в Челябинске.