Введенская церковь
У Введенской церкви длинная и славная история. Здание церкви сохранилось до наших дней. Это самая старинная постройка на территории Белорецкого района. В 2013 году храму исполнилось 225лет. Удивительно, но, ни в одном справочнике, где говорится о православных церквях Башкирии, этот храм даже не упоминается. А ведь это памятник архитектуры. Церковь построена в духе классицизма. Примечательно, что каменная верхнеавзянская церковь Казанской Божией Матери является практически точной, только значительно увеличенной ее копией. И еще интересный факт: Введенская церковь очень похожа на Предтеченскую церковь (1822 год), находящуюся в скиту знаменитой Оптиной пустыни.
История церкви такова. В 1788 году Василий Демидов построил в Верхнем Авзяне деревянную церковь. Об этом свидетельствует «Ведомость о церкви Казанской Божией Матери, Стерлитамакского уезда, Авзяно-Петровского завода за 1858 год”. В этой “Ведомости” говорится, что в Верхнем Авзяне “иждивением господина заводосодержателя Василия Евдокимовича Демидова” в 1788 году была построена церковь Казанской Божией Матери. «Зданием деревянная с таковою колокольнею, внутри и снаружи отштукатурена прочная». Церковь двухпрестольная: помимо основного престола, был еще престол Николая Чудотворца. Священником был некто Павел Алексеевич Монбланов. Это была вторая церковь за всю историю Верхнего Авзяна. Первую церковь, построенную еще при основании завода, сожгли пугачевцы, среди которых было много раскольников и иноверцев. По воспоминаниям старожилов, других деревянных церквей просто не было. Казанская церковь была срублена из лиственных бревен в лапу, находилась на старой Базарной площади. Она стояла на месте нынешнего жилого дома за столовой и магазином. Для растущего поселка церковь была маловата, к тому же сюда приходили молиться верующие из Нижнего Авзяна. Там в то время своей церкви не было.
В1877 году в Верхнем Авзяне был построен большой каменный храм также в честь Казанской иконы Божией Матери. Старая деревянная церковь в 1882 году была разобрана и перенесена в Нижний Авзян. Так, с помощью Божией уже совсем скоро в окружении берез и елей выстроилась чудная церковь. Ее возвели на красивом, высоком месте в центре села. В строительстве церкви принимали участие православные Нижнего и Верхнего Авзяна. Церковь решено было переименовать: ее освятили в честь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 4 декабря. Таким образом, датой постройки здания нижнеавзянской Введенской церкви , которая простояла 90 лет в Верхнем Авзяне, следует считать 1788 год.
По воспоминаниям прихожан, в Введенской церкви было три престола: помимо главного - Введенского, правый придел был освящен в честь Вознесения Господня, левый - во имя Архистратига Михаила. Над центральной частью возвышался большой красивый купол, увенчанный деревянным крестом из лиственницы. Церковь и колокольня построены на фундаменте из природного камня, скрепленного полосами железа. Полы в основном деревянные, окрашенные. У каждой двери храма (главной, северной и южной) – красивое крыльцо с лиственными колоннами. При церкви имелась сторожка для сторожа и приходящих в праздничные дни прихожан. Она находилась с левой стороны от главного входа. Возле северного входа в предел Архистратига Михаила находились две старинные пушки, из которых, встречая праздник Пасхи, стреляли в сторону пруда. Церковь была огорожена искусно сделанной чугунной оградой, изготовленной на местном заводе. На церковной ограде в пасхальную ночь возжигали свечи, которые вставляли в специальные красные фонари. Напротив главного входа располагались здания четырехлетней церковно-приходской школы и церковной библиотеки, которые сохранилась и до наших дней. Справа от школы находился приходской дом для священника. По штату в церкви полагался один священник, диакон и два пономаря.
В годы лихолетья прошлого века, церковь постигла та же печальная участь, что и многие храмы поруганной России. Она прошла свой крестный, тернистый путь, какой выпал тогда на долю всей Русской Православной Церкви. Ее хотели закрыть сразу после революции, но верующие отстаивали свою святыню. Но в 1929-30 годах церковь все же была закрыта. По словам старожилов села, верующие со слезами на глазах наблюдали как «антихристы» снимали колокола, сбивали с куполов кресты, сжигали церковное имущество. А иконы, бронзовые подсвечники, позолоченные лампады, серебряные кресты на машинах вывозили в Белорецк. Чугунная ограда была демонтирована и увезена неизвестно куда. Страшная участь постигла многих разрушителей святыни. Известно, что кресты спиливали два брата. Их смерть была очень страшной и мучительной. Со слов старожилов села в 30-х годах, после того как закрыли храм и спилили кресты, было видение Божией Матери. Богородицу видел местный житель Дмитрий Фролович Хромцов, дом которого напротив церкви. Матерь Божия в голубом одеянии стояла и плакала на высоком крыльце Вознесенского придела храма. Это были скорбные слезы Пречистой о заблудших осквернителей святыни. Пресвятая Богородица прости нас!
Но участь полного разрушения миновала Введенскую церковь. После ее закрытия, здание использовали в качестве складского помещения. Позднее в ней размещался сельский клуб и библиотека. В связи с переоборудованием здания под клуб, в середине 1960-х годов, была разобрана колокольня и купол храма. Здание было обито железом, а затем в 80-х годах прошлого столетия отделано декоративной опалубкой. В 2006 году клуб закрыли. За долгие годы забвения и надругательства здание сильно обветшало. Разрушилась крыша. Вандалы выдрали оконные рамы, двери и пол, кое-где разворотили фундамент. Но стены устояли. Здание церкви находится в аварийном состоянии. Протекает кровля, и в связи с этим начали гнить стены. На данный момент церковь нуждается в срочном проведении аварийных и ремонтно-реставрационных работ.
Разрушили церковь, снесли кресты на могилах в церковной ограде, уничтожили память о многих людях, кто много порадел для родного села и храма. Вот имена последних священников Введенской церкви, их до сих пор помнят старожилы Нижнего Авзяна: иерей Степан Борисович Соболев и иерей Нил Алексеевич Пиндюрин.
Степан Борисович жил в Нижнем Авзяне в доме недалеко от церкви. Дом этот сохранился до наших дней. Вероятно, уже после закрытия церкви отец Степан в тридцатых годах уехал из села. В его доме размещалась начальная школа, которую нижнеавзянцы называли "поповой”.
О Ниле Алексеевиче Пиндюрине известно, что он был настоятелем до иерея Степана Соболева и захоронен за алтарем церкви. Псаломщиком нижнеавзянской Введенской церкви был, по воспоминаниям старожилов, Петр Храмцов.
На территории за алтарем справа находятся три захоронения : 1) настоятель - иерей Нил Алексеевич Пиндюрин, 2) жертвователь Введенского храма - Степан Степанович Гущинский, 3) дочь священника - девица (17лет, имя неизвестно). Один сын иерея Нила, Гавриил Нилович, в августе 1927 года во время приезда в Белорецк архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) был рукоположен во диаконы. В дальнейшем диакон Гавриил служил в Кагинской Никольской церкви. И вскоре после ареста в 1933 году ее настоятеля, иерея Иоанна Марсова, он тоже был арестован.
В 1933 году в Нижнем Азяне открылась изба-читальня, основой фонда послужили книги из церковно-приходской библиотеки. Первым заведующим библиотекой был второй сын иерея Нила Пиндюрин - Семен Нилович.
Часовня
Была с давних времен в Нижнем Авзяне и своя часовня. Находилась она за горой Кресты. Построили ее, как гласит предание, после того, как местные жители видели здесь Пресвятую Богородицу. А на самой горе некий Зайцев, житель Нижнего Авзяна, богатый человек, установил навес, под которым висел колокол. Это была своего рода колокольня. Также на горе стоял поклонный крест. По некоторым данным там же находилась келья, где жил старец. Часовня под горой стояла на благодатном Вознесенским источнике, который течет до сих пор. Вода в источнике - без вкуса, но приятная. Это место в народе пользуется большой популярностью. Местные жители издавна ходят сюда за водой.
А в старые времена православные ходили к святому источнику крестным ходом на праздник Вознесения. В этот день в Нижнем Авзяне всегда было очень торжественно, особенно, когда звон колоколов Введенской церкви перекликался со звоном колокола, установленного на горе. Часовня у источником, поклонный крест и колоколенка на горе просуществовали до революции и были снесены и сожжены в первое десятилетие Советской власти.
В 2000 году часовню местные жители отстроили вновь. На праздник Вознесения состоялось ее открытие и освящение. А 3 августа 2012 года сделан еще один важнейший шаг в истории села: на горе Кресты был водружен шестиметровый поклонный крест. Здесь во Славу Божию потрудились казаки белорецкого хутора.
И самое главное: 25 июля 2012 года на Учредительном собрании было принято решение воссоздать Приход Введенского храма и возродить святыню, о которой так горевала Матерь Божия. И чтобы снова колокола возвестили о начале богослужений в Нижнем Авзяне.
22 августа приход был зарегистрирован в Минюсте. А 16 октября 2012 года храм, а также здание бывшей церковно-приходской школы и дом священника были переданы Нижнеавзянскому приходу. 28 декабря 2012 года Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон благословил придать Введенскому храму села Нижний Авзян статус казачьего храма (2-го отделения Оренбургского казачьего войска).
Список имен Священнослужителей, церковнослужителей, прихожан Введенского храма Нижнего Авзяна.
Иерей Степан Борисович Соболев.
Матушка Екатерина Соболева
Дочь Татиана Борисовна Соболева.
Иерей Нил Алексеевич Пиндюрин.
Диакон Гавриил Нилович Пиндюрин.
Сын диакона Семен Нилович Пиндюрин
Псаломщик Петр Храмцов.
Иерей Александр Иванович Любимов (1897 год).
Матушка Мария Федоровна Любимова.
Их сын Виктор Александрович Любимов.
Иерей Макарий Фролович Лушников (1899 год).
Матушка Татиана Никитовна Лушникова.
Их дочь Васса Макаровна Лушникова
Их сын Георгий Макарович Лушников.
Псаломщик Иоанн Владимирович Житников (1900 год).
Псаломщик Федор Николаевич Зыков (1903 год).
Жена Васса Макаровна Зыкова.
Прихожанин, учитель Николай Гаврилович Рыбаков (1865 год).
Прихожанка, учительница Капиталина Николаевна Рыбакова (1865 год).
Прихожанка Мария Степановна Корнилова.
Прихожанин Петр Матвеев.
Иерей Иоанн Алексеевич Марсов (начал служить в Введенской церкви в 1897 году псаломщиком, затем диаконом и священником).
Жертвователь Степан Степанович Гущинский.
Прихожанин Дмитрий Фролович Хромцов
НА ЗАРЕ
По-над Нижним Авзяном –
дым курчавый клубами.
Печи топятся, варятся щи,
за версту пахнет там пирогами.
Жизнь вольготно течёт полноводной рекой.
И не слышится гром за Уральской грядой.
Фролыч-дед, помолясь,
правит дело своё на подворье:
Даст лошадке овса и душистого сена корове.
И отправится торной дорогою к храму…
А вдали, за горой,
уже зрела жестокая драма.
Кто же думал тогда,
что безбожники храм обезглавят
И безверием души, как ядом змеиным, отравят?
И во сне не привидится лихо такое.
Храм, как вечность сама, - над селом, над рекою.
Но пришло и сюда горе тропкой окольной.
Испоганили церковь,
иконы попрали.
И звон колокольный
Горько смолк…
И в испуге оглохла, окрестность.
Храм отдали под пляс,
под греховные песни.
Фролыч-дед сокрушался,
плевал вслед поганцам,
Проклинал тех,
кто в храме устраивал танцы.
Он молился и плакал,
Матерь Божию звал на подмогу,
Звал ЕЁ помолиться с ним рядышком Господу Богу.
И явилась ОНА
в бирюзовом нездешнем сиянии.
Тихо плакала с ним у церковных дверей
И звала к покаянию.
… И до нынешних пор
ЕЁ плач и молитва слышны
У порушенных стен, средь глухой тишины.
Ждёт ОНА,
когда вновь АЛЛИЛУЙЯ польётся с амвона.
И прорвут глухоту колокольные звоны.
Нина ЗИМИНА, 2013 год.