Но по пути его корабль попал в руки турецких пиратов. Они заковали святителя Григория в цепи, били и морили голодом. Его отвезли в турецкую столицу и позволили жить в одном из монастырей Никеи, пока на родине собирали деньги для его выкупа.
Тем временем Иоанн Палеолог, желая править единолично, захватил с помощью генуэзских войск весь оружейный арсенал столицы и сверг с престола своего старого наставника Кантакузена. Так закончилось правление одного из самых блестящих и деятельных византийских императоров. Кантакузен и его супруга Ирина ушли в монастыри и прожили остаток дней в ангельском чине. Матфей еще несколько месяцев продолжал борьбу против Иоанна Палеолога, а потом, по совету отца, присягнул на верность императору Иоанну, и, будучи ровесниками, они стали близкими друзьями.
Святитель Григорий приехал в столицу через несколько дней после выплаты выкупа и восхождения на престол молодого императора. Турки отпустили святителя Григория, но Иоанн Палеолог не оказал ему должного приема, считая, что знаменитый исихаст поддерживал Кантакузена. Возможно, архиепископа даже опять посадили под домашний арест. Как бы там ни было, он вернулся в свою епархию лишь в 1356 году, а 14 ноября 1359 года скончался после тяжелой болезни. Через девять лет после кончины он был канонизирован.
Главный защитник и практик традиции исихазма вынужден был провести большую часть жизни не в уединении, коего жаждала его душа, а в центре политического хаоса последних десятилетий существования Византии. По воле Божией богословское наследие святителя Григория питало Церковь своей живительной силой — в трудах преподобного Никодима Святогорца, святителя Макария Коринфского, участников движения Колливадов в Греции, преподобного Паисия (Ве- личковского) в Румынии и учеников преподобного Паисия в России, где это учение в XVIII веке привело к расцвету старчества (в том числе в Оптиной пустыни). Если будет на то воля Божия, оно переживет и наши времена.
Паломники могут не только приложиться к мощам святителя Григория в Митрополичьем соборе в Салониках, но и посетить пещеру недалеко от Верии, в монастыре святого Иоанна Предтечи, где он в течение десяти лет подвизался, совершая множество чудес, предаваясь молитве, бдению и посту.
Церковь преподобной Феодоры (Преп. Феодора Солунская и преп. Давид Солунский)
В маленьком храме в центре города покоятся мощи двух самых любимых в Салониках святых — преподобной Феодоры Мироточивой и преподобного Давида Солунского. Церковь является частью монастыря преподобной Феодоры Мироточивой. Сначала он носил имя святого Стефана, а после кончины преподобной Феодоры в 892 году его переименовали в честь этой Святой.
Святая Феодора родилась в 812 году на острове Эгина. В 837 году она поступила в обитель святого Стефана, где потом и скончалась. Турки, напав на Салоники в 1430 году, разграбили этот храм и выбросили из раки мощи преподобнойФеодоры. Благочестивым христианам удалось их собрать. Во времена турецкого ига храм был известен под названием "Малая Святая София". К сожалению, древние монастырские постройки погибли в пожарах 1890 и 1917 годов. В 1935 году они были возведены заново. В 1957 году здесь возвели второе большое здание, которое сейчас используется для размещения православного духовенства, приезжающего сюда погостить. Сам монастырь сейчас не действует.
В храме, украшенном прекрасными фресками, пребывают мощи этих святых: справа от входа покоятся мощи преподобного Давида, слева — преподобной Феодоры. Над мощами находятся фрески со сценами из их житий.
Преподобная Феодора Мироточивая
Преподобная Феодора родилась на острове Эгина в 812 году в семье протопресвитера (старшего священника) местного собора отца Антония. При крещении получила имя Агапи. Мать девочки умерла вскоре после родов, а отец Антоний, поручив новорожденную дочь заботам ее крестной матери, покинул дом и принял монашеский постриг. В возрасте семи лет девочка была помолвлена и потом выдана замуж, вероятно, в подростковом возрасте. Около 820 года остров подвергся серии опустошительных набегов арабских пиратов, и во время одного из этих набегов был убит единственный брат Агапи, служивший диаконом. Полагая, что набеги будут продолжаться, муж Агапи отправился к ее отцу за советом. Отец Антоний посоветовал им уехать в Салоники, где у семьи были родственники, и сам поехал с ними.
В Салониках отец Антоний отыскал уединенное место подальше от городской суеты, называвшееся Торопа, и основал там скит. Агапи с мужем устроились в городе. Она родила троих детей, но второй и третий умерли вскоре после рождения. Даже смерть третьего ребенка не сломила Агапи, и она умоляла мужа не отчаиваться, напоминая ему, что Господь благословил их, даровав им детей. Она предложила сделать эту жертву Богу совершенной — отдать старшего ребенка (девочку) в монастырь.
Муж согласился, и они отвезли шестилетнюю дочь в обитель святого Луки к игуменье Екатерине, своей родственнице, сестре архиепископа Антония Солунского. На следующее утро девочку постригли с именем Феописта, и она осталась в обители. Муж Агапи вскоре после того скончался, и молодая вдова, отметив третий и девятый день по его кончине, быстро раздала все свое имущество. Она отделила третью часть бедным на помин души мужа, а остальное пожертвовала обители святого Стефана, в которую поступила и сама. Зная ее благочестивую жизнь, игумения Анна позволила ей принять постриг сразу. В монашестве она получила имя Феодора. Она всегда жила по вере, и теперь ей это помогло легко приспособиться к монастырским порядкам.
Приведем два случая из ее монашеской жизни, показывающие силу характеров Феодоры, игумении Анны и Феописты. Через несколько лет после пострига Феописты умерла игумения Екатерина, и девочку привезли к матери в монастырь. Игумения Анна приняла ее. Феодора, вполне естественно, переживала за дочь (при поступлении в обитель Феодоре было только двадцать пять лет), опасаясь, что монастырская жизнь окажется слишком суровой для ребенка, и просила игумению оказывать Феописте снисхождение в том, что касается одежды и еды. Игумения несколько раз напоминала Феодоре, что ей следует сдерживать естественную привязанность к дочери, и что дитя уже давно посвящено Богу, и не подобает забирать обратно пожертвованное Ему. Как-то раз Анна застала Феодору в заботах о дочери, и, увидев что между матерью и дочкой восстановилась тесная родственная связь, запретила им разговаривать друг с другом.
Они прожили бок о бок в одной келье пятнадцать лет и ни разу не сказали друг другу ни слова. Когда одной из них нужно было привлечь к чему-либо внимание второй, она прибегала к посредничеству какой-нибудь другой сестры, и таким образом им удавалось сохранять послушание игуменье без особой горечи и печали. По прошествии пятнадцати лет, когда однажды Феодора тяжело заболела, сестры стали просить игуменью разрешить узы молчания, сковывавшие мать и дочь. Анна выполнила просьбу сестер, и Феодора с Феопистой смогла свободно общаться до конца своих дней. Узы родства уже не были препятствием на пути духовного возрастания.
В один год выдалась очень холодная зима. Как-то игумения велела принести монахиням еду в кельи, а не в трапезную. Принесли котел с водой, но в течение дня, пока он кипел, вода, бурля и переливаясь через край, намочила все, что находилось рядом, в том числе и то место, где обычно спала Феодора. Феодора перенесла свой матрас и овечью шкуру на другое место и продолжала работать. Настоятельница, видя, что она решила найти себе другое место для сна без благословения, воспользовалась возможностью приобрести для нее венец послушания. Она позвала Феодору, отругала за своеволие и нерадивость, проявившуюся в том, что та не испросила благословения. Анна назначила ей епитимью — провести ночь во дворе, на холоде. Феодора безропотно провела ночь на леденящем ветру. С неба потоками лил дождь. Ей некуда было присесть, так как вся земля была насквозь мокрой, и она до самого рассвета просидела на корточках. Утром Анна похвалила ее за послушание в присутствии сестер, уподобив ее Сорока Мученикам Севастийским, и позвала в келью, в тепло. Отвечая на расспросы сестер, недоумевавших, как она смогла выдержать такое испытание, Феодора сказала: "Приняв с верой эту епитимью, я уже не чувствовала ни дождя, ни боли, ни иного какого неудобства, а только радость и счастье — мне казалось, что я нахожусь в теплой купальне".
Игумения Анна прожила до 120 лет, и в последние годы за ней ухаживала именно Феодора. Когда Анна ушла на покой, Феописта, дочь Феодоры, стала игуменией обители.
Прожив долгую жизнь в послушании, стяжав монашеские добродетели и сотворив много добрых дел, Феодора скончалась 29 августа 892 года в возрасте восьмидесяти лет. Перед смертью она проболела пять дней и причастилась Святых Христовых Тайн. Сестры, стоявшие у ее смертного одра, видели, как ее лицо просияло неземным светом. Ее чело было усеяно благоуханными капельками пота, а после кончины ее лицо озарилось небесной улыбкой.
Услышав о ее кончине, близкий друг Феодоры, тяжело больной диакон Димитрий, служивший в церкви святого Димитрия, пришел попрощаться с ней. Он дал ей последнее целование и вдруг почувствовал, что над ним свершилось чудо исцеления. Получили исцеление и еще двое христиан, присутствовавших на погребении. Через девять дней после кончины Феодоры из лампады над ее могилкой стало изливаться благоухающее масло. Сестры собирали его в кастрюли и сковородки и раздавали как благословение. По прошествии двух лет, когда было составлено ее житие, масло все еще истекало из лампады. Мы не знаем, как долго это продолжалось. До сих пор сохранились маленькие свинцовые флаконы с отпечатком образа преподобной Феодоры. В эти флаконы паломники во времена Палеологов (1259—1453) набирали чудотворное лампадное масло (а возможно, и миро от мощей Преподобной) спустя целых триста лет после ее кончины.
Меньше чем через месяц после ее погребения солунскому художнику по имени Иоанн несколько раз приснилась преподобная Феодора, с которой он при ее жизни не был знаком. Он посетил ее могилу, удостоверился в подлинности чудес и, не зная, как она выглядела, написал ее икону. Все, кто видел ее при жизни, подтвердили, что художник изобразил ее в точности такой, какой она была. Вера в ее святость возникла и распространилась сразу после ее кончины. К моменту перенесения мощей святой Феодоры, состоявшегося спустя десять месяцев после погребения, уже были написаны первые стихиры в ее честь. Службы, которыми мы пользуемся для прославления этой Святой, включают произведения ее современника Иоанна Песнописца.
Перед смертью преподобная Феодора попросила дочь похоронить ее отдельно, но священники настаивали, чтобы она, согласно местному обычаю, была похоронена вместе с другими сестрами. Однажды, спустя десять месяцев после кончины Преподобной, часть мраморной крышки гробницы вдруг раскололась с громким треском — сама по себе, без какого-либо воздействия — разделившись на три части в присутствии двух свидетелей, молившихся там. Одной из свидетельниц этого события была Феописта, а второй — парализованная глухонемая женщина, которая тут же исцелилась от всех недугов. В тот же период Феописта постоянно видела сны, в которых мать просила перезахоронить ее так, как она говорила при жизни. И вот через месяц, 3 августа 893 года, по благословению игумении, нетленные мощи преподобной Феодоры были перенесены в каменную гробницу. После этого из тела Святой стало истекать миро. Это миро потом собирали на протяжении столетий, проделав в ногах раки небольшое отверстие. В первые годы после кончины Святой происходили чудеса исцеления таких недугов как паралич, оспа, болезни костей и одержимость. И в наши дни тоже совершаются чудеса по молитвам у мощей преподобной Феодоры. Древнейшая из дошедших до нас икон этой Святой — фреска XI века в храме Айя София в Салониках.
Преподобный Давид Солунский
О юности и о родителях преподобного Давида мало что известно. Мы знаем лишь, что он родился в конце V века. По сведениям, сообщаемым его агиографом, он в ранней юности принял постриг в монастыре Святых Мучеников Феодора и Меркурия в Салониках, известного также под названием Кукульятон. Он был прилежным и неутомимым монахом, смиренным и воздержанным, и, прилагая добродетель к добродетели, быстро поднялся к вершинам святости. Много читал Священное Писание, жития святых и труды Отцов Церкви. Особенно вдохновили его жития великих столпников, которые ради Господа умерщвляли в себе все плотское, живя высоко над землей на маленьких платформах или столбах. Пищу им доставляли ученики, жившие в келье рядом со своим духовным отцом. Столпники годами не сходили вниз, умерщвляя свои страсти и прославляя Бога. Самыми известными из них были преподобный Симеон Дивногорец, еще один святой столпник — преподобный Симеон, а также преподобные Даниил и Патапий Столпники.
В некоторых случаях для духоносных старцев-исихастов, духовных отцов, живших вблизи больших общин, это был единственный способ спокойно и беспрепятственно совершать аскетические подвиги. Пути избранников Божиих — тайна для тех из нас, кто едва ступил на путь самоотречения, и если их подвиги кажутся нам непонятными, следует смотреть на духовный плод их жизни. Столпничество же приносило обильные плоды — различные чудеса и исцеления, утешение скорбящих, помощь обремененным грехами, духовное наставничество и пророчества. Благодать Божия обильно изливалась в наш мир посредством этих избранных сосудов Святого Духа.
Именно к таким людям и могут быть отнесены слова Господа о том, что "Царство Небесное силою берется" (Мф. 11, 12). Они охотно отказывались от каких бы то ни было удобств ради Царствия Божия, отдавали себя во власть стихий, терпели мучительный зной, снег и дождь. Господь с избытком даёт Свою благодать таким добровольным мученикам.
Читая жития столпников, святой Давид исполнился духовной ревности и пришел к покаянию. Он забрался на миндальное дерево, росшее рядом с храмом, соорудил себе небольшую платформу и стал там жить, терпеливо перенося палящий летний зной и зимнюю стужу. Его решение принять на себя подвиг столпничества было скорым, но не импульсивным. К тому времени он уже был опытным духовником, и его ученики, желая избавить своего духовного отца от страданий столпничества, умоляли его сойти с дерева. "Нам необходимо общение с тобой," — просили они, обещая выстроить ему уединенную келью там, где он пожелает, только чтобы у них была возможность собираться вокруг него. Но Святой проявил несгибаемую твердость. Он отвечал им: "Братие и чада, я — недостойный грешник, но Христос Господь, Пастырь Добрый, положивший жизнь за Своих овец, защитит вас от козней диавола. Всеблагой Бог удостоит вас Царства Небесного. Что до меня, то я не сойду с этого дерева до истечения трех лет, а после этого спущусь лишь по Его повелению, ибо если не будет Его воли, чтобы я спустился, я останусь здесь навсегда".
Он остался на дереве и жил подобно древним столпникам, с одной лишь разницей: у них были столпы, стоявшие крепко и прочно, а его дерево зимой месяцами качалось в разные стороны на ветру, насквозь продувавшем монастырь. Отец Давид переносил все это без страха, уныния и усталости. Подвиги не изнуряли его. Его лицо, на котором лежала печать небесной красоты, всегда было светлым и сосредоточенным.
По прошествии трех лет Давиду явился Ангел и сказал: "Господь услышал твои молитвы и дарует тебе смиренномудрие, которое ты испрашивал столь прилежно, чтобы ты мог поклоняться Ему со страхом и благоговением. А потому пришло время тебе сойти с дерева и жить в келье в священной тишине, благословляя Бога, до тех пор, пока не сподобишься совершить еще одно дело любви. После этого твоя душа обретет покой, а тело — отдохновение от трудов".
Святой инок призвал своих учеников и рассказал им о посещении ангела. Они с радостью побежали приготовить ему келью и сообщить митрополиту Дорофею о том, что сказал Ангел. Митрополит, все эти годы наблюдавший за ним в смиренном благоговении, поспешил к подножию дерева, приветствовал подвижника целованием и с великим почтением помог ему спуститься. После литургии Святого проводили в келью.
Господь, повелев Своему рабу прервать подвиг столпничества, теперь стал изливать через него Свою благодать. По молитвам преподобного Давида, взывавшего ко Христу, больные получали исцеление, слепые прозревали, бесы выходили из людей, одержимых нечистыми духами.
Как-то раз под окном у преподобного Давида появился молодой человек, страдавший одержимостью, и начал кричать: "Освободи меня, Давиде, слуга Предвечного Бога, ибо из твоей кельи вырывается огонь и жжет меня". Праведник протянул руку из окна, схватил юношу и сказал, обращаясь к нечистому духу: "Господь наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго, повелевает тебе выйти из Своего творения". Он запечатлел свои слова крестным знамением, и свершилось чудо — бес вышел из юноши.
В другой раз одна слепая старушка, узнав о добродетельной жизни Святого, попросила знакомых отвести ее к его келье. Она с плачем упала перед ним на землю и стала умолять исцелить ее от слепоты, как Христос исцелял незрячих. Монах отнесся к ней с состраданием, долго молился, а потом велел ей подняться и приблизиться к окну. Он осенил ее глаза крестным знамением, вслух молясь Господу о ее исцелении. И в то же мгновение зрение вернулось к ней. После этого случая жители Салоник стали считать его угодником Божиим.
Несколько лет преподобный Давид прожил в одиночестве, до тех пор, пока для жителей земель, окружавших Салоники, не настал час тяжких испытаний. Крестьяне страдали от нескончаемых набегов грабителей-мародеров, но в те времена в городе не было имперского представителя, лишь наместник, правитель соседней области. Отсутствие постоянного правителя привело к хаосу в делах, и наместник послал письмо митрополиту Аристиду (занявшему место почившего Дорофея), прося его лично или хотя бы через кого-либо из известных ему надежных и добродетельных людей ходатайствовать перед императором о назначении в Салоники правителя. Митрополит прочел это письмо в присутствии городского духовенства и знати и спросил, кого бы они хотели отправить к императору. Все были единодушны в том, что ехать к императору следует преподобному Давиду, чем он и исполнит пророчество Ангела о последнем деле любви.
Митрополит вызвал его из кельи, и все, кто смотрели на него, изумлялись: волосы у него доросли до пояса, борода — до земли, а лицо сияло красотой, подобной Аврамовой. Сначала Святой не хотел брать на себя выполнение этой задачи, ссылаясь на преклонный возраст и неспособность к такого рода делам. Наконец, чтобы не выказывать непослушания, он, скрепя сердце, согласился, предсказав, что император действительно дарует ему просимое, но сам он умрет, не возвратившись в Салоники. Митрополит подумал, что он пытается найти предлог, чтобы не ехать, и обратился к нему с тихим увещеванием, сказав: "Тогда уподобься нашему Пастырю и Господину, предавшему Себя на смерть ради нас. Отдай свою жизнь за людей, да обретешь благодарность у людей и похвалу у Бога как подражающий Его страданиям".
В должный срок Старец поехал в Константинополь. Когда он прибыл в столицу, императора Иустиниана (527—565 гг.) не было во дворце. Преподобного Давида с радостью приняла императрица Феодора, узрев в нем сияние святости. По возвращении императора, она рассказала ему о необычном госте: "Всеблагой Бог смилостивился над нами и послал Вашему Величеству ангела из города Салоники — воистину мне кажется, будто я узрела лик Аврамов". На следующее утро Император созвал заседание Сената, отправив своих слуг сопровождать Старца до тронного зала. Святой вошел в зал, положил себе на руку горящий уголек, посыпал на него ладана и стал медленно обходить помещение, кадя в сторону царской четы, придворных, послов и слуг. Каждение заняло больше часа, но рука Преподобного оказалось невредима. Иустиниан принял его с честью и был рад выполнить его просьбу. Он подписал соответствующий указ, отдал его подвижнику и сказал: "Молись о мне, святый Отче". После этого он с почтением откланялся.
Подвижник сел на корабль, плывший в Салоники, но, как сам предсказывал, живым он туда не добрался. Когда до берега оставалось не так далеко, он сказал ученикам: "Чада мои, настал мой конец. Похороните меня в монастыре, где прошла моя жизнь, и заботьтесь о своем спасении, чтобы вам обрести вечный покой". Когда корабль достиг мыса Эмволос, откуда уже был виден монастырь, он поцеловал на прощание учеников и предал душу Богу. В это мгновение корабль, шедший на всех парусах с попутным ветром, внезапно остановился. Команда и пассажиры ощутили чудесное благоухание и услышали, как вокруг поют неземные голоса, славя Господа. Корабль вдруг снова поплыл, так же внезапно, как остановился, но, словно ведомый высшей силой, пошел не в порт, как обычно, а к западной части города, куда за столетия до того нечестивые бросили святые мощи святых Феодула и Агафопода.
Народ, узнав о кончине своего возлюбленного Старца, вышел вместе с Митрополитом, чтобы перенести его тело в монастырь, который вскоре переименовали в его честь.
Спустя сто пятьдесят лет тогдашний игумен монастыря решил открыть мощи Преподобного и поместить их в раку для всеобщего поклонения. Однако, когда иноки начали копать, каменная плита над могилой раскололась на четыре части. Игумен почувствовал, что это знак, свидетельствующий о том, что начатое им дело не угодно Святому, и приказал прекратить работу. Через несколько лет духовный сын этого Игумена по имени Сергий (впоследствии он стал митрополитом Салоник), стал молиться, чтобы Святой позволил ему взять маленькую частицу своих мощей. Прошло много времени, и он, наконец, почувствовал, что Бог благословляет его сделать это. Открыв гроб преподобного Давида, он обнаружил его нетленные мощи и не решился ничего взять, кроме нескольких прядей волос из его бороды. Эти пряди потом веками с благоговейной любовью хранили солунские христиане. В наши дни мощи преподобного Давида покоятся в церкви преподобной Феодоры.
Святой апостол Павел в Салониках — монастырь Влатадон
В наше время этот путь занимает всего три часа на автобусе, но в евангельские времена путешествие из Филипп в Салоники по дороге Виа Игнатия длилось три дня. Святой апостол Лука пишет в Деяниях Апостолов, что они проходили такие места, как Амфиполь и Аполлония, которые сейчас уже не существуют. Салоники же по-прежнему живут и процветают почти чудесным образом, если принять во внимание вторжения и захваты, коими изобилует их история.
В Салониках миссионеры остановились у своего земляка Иасона и три субботы подряд проповедовали в синагоге. Некоторые из евреев, многие греки и самые известные в городе женщины после их проповеди уверовали во Христа. Среди неуверовавших были иудеи, которые отнеслись к апостолам враждебно. Они подучили некоторых негодных людей, собрали толпу и спровоцировали в городе возмущение.
Павел и его спутники избежали ареста. Когда македонские солдаты пришли за ними, их не было дома. Но Иасон и некоторые другие христиане предстали перед городскими начальниками. Их обвинили в измене на основании того, что они почитают "другого царя, Иисуса". Но нашлись люди, готовые за них поручиться, и они были освобождены. Предвидя новый арест, Павел и Сила в ту же ночь отправились в Верию, что в сорока милях к западу от Салоник, где к ним позже присоединился Тимофей.
В двух своих посланиях к солунянам (первое, возможно, было написано в Коринфе, спустя несколько месяцев после бегства в Верию) святой Павел старается укрепить узы любви, возникшие между ним и новообращенными солунскими христианами, напоминая им, "как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу" (1 Сол. 2, 11-12). Далее он советует им, как вести себя в повседневной жизни; говорит о судьбе почивших христиан и о Втором Пришествии Господа.
В современных Салониках остались места, связанные с апостолом Павлом. Есть одна улица, ведущая в Старый город, которую уже много столетий называют "улицей Святого Павла". Она приводит к вершине холма, где стоит красивый маленький монастырь, известный под названием Влатадон. Вокруг монастыря растут кипарисы. Существуют два разных предания относительно того, как именно это место связано с деятельностью Апостола. Согласно первому, монастырь возведен на месте, где святой Павел проповедовал (возможно, здесь тогда была синагога). По другим сведениям, здесь стоял дом, который Апостол посещал и во дворе которого молился. В монастырском храме Преображения Господня, справа от алтаря, расположена маленькая часовня в честь святых Петра и Павла. Эта часовня является памятником архитектуры Греции, но состояние ее оставляет желать лучшего. У Министерства культуры есть планы ее восстановления.
Часовня святых апостолов Петра и Павла, купол и внутренняя южная стена храма — это части первоначальных, древнейших построек монастыря. После землетрясения 1978 года на стене, под треснувшей штукатуркой, обнаружились древние фрески. Они сильно пострадали при турках, бивших по стенам молотками (штукатурка, которой они замазывали росписи, могла лечь только на грубую шероховатую поверхность). Согласно местному преданию, во дворе монастыря в XVIII веке похоронили одного турка. Он лежит у порога храма рядом с часовней святых Петра и Павла. Говорят, будто бы он испытывал угрызения совести из-за жестокого обращения турок с местными христианами и попросил похоронить его здесь, чтобы "люди тоже попирали меня ногами". Недавно в монастыре возвели храм в честь Успения Богородицы.
Монастырь был основан в XIV веке двумя братьями -критянами, отцом Дорофеем и отцом Марком Влатисами, сторонниками учения святителя Григория Паламы. Отец Дорофей с 1371 по 1379 год, то есть менее чем через двенадцать лет после кончины святителя Григория, был митрополитом Салоник. Оба брата почили за несколько десятилетий до падения Константинополя.
В 1430 году, после захвата города турками, монастырю был дарован статус гражданской неприкосновенности. Согласно древней версии, у которой и сейчас есть сторонники, турки защищали монастырь, потому что братия Влатадона помогла им захватить Салоники в обмен на обещание не подвергать монастырь осквернению. Монахи показали туркам, как можно прекратить подачу в город воды с горы Хорциатис. Вода поступала в город через водонапорную башню, примыкавшую к городской стене. Это сооружение принадлежало монастырю. Вода перестала поступать в город, и вскоре его пришлось сдать. Жители Салоник были так разгневаны поведением монахов, что турки были вынуждены выделить для защиты монастыря специальный воинский отряд. После этого его стали называть (и называют до сих пор) монастырь Цуус (по-другому Чауш, то есть турецкий офицер).
Согласно другой, более прозаической версии, захватчики разместили в зданиях монастыря городскую администрацию, и там постоянно находились турецкие офицеры.
В наши дни монастырь подчиняется непосредственно Константинопольскому Патриарху. Здесь живут ученики и иностранные православные студенты, изучающие в Салониках богословие. Во Влатадоне имеется небольшая, но интересная богословская библиотека, а также прекрасный центр микрофильмов, в котором все приспособлено для изучения церковного искусства, святогорских рукописей и других духовных сокровищ Православия.
По материалам книги «Евлогите» М. Нектарии (Мак Лиз)