Международное православное движение
За святую Русь

СОКРОВЕННАЯ СОВЕСТЬ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

К столетию со дня рождения Праведного Старца Николая (Гурьянова)

Святителя Нектария Русского 24.05.1909 + 24.08.2002

Икона Праведного Николая Псковоезерского, написанная в США Константином Селезнeвым

«Бога я люблю» (Старец Николай)

 

Раннее утро, тихое, свежее... Память преп. Серафима... Вспомнились удивительные слова отца Александра Киселева, которые он произнес у чудотворного образа Царицы Небесной в Донском монастыре: «За народ наш русский радостно... Ибо на вопрос Спасителя, что он сделал с данными ему талантами, народ наш русский ответит Святыми!» - Народ - Богоносец...

Наступил вечер Великой субботы, в келлии теплится лампада. Батюшка глубоко вздохнул и подошел к окну. Вся его жизнь высветилась в памяти в этот святой вечер. Вот он в Алтаре разжигает кадило и разбирает поминальные записки, возжигает свечи у Плащаницы. Священник поет «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного», а он, маленький, дискантом подпевает. На глазах у о. Николая блеснули слезы... Дорогие годы детства, где вы?! Против окна Храм величественно поднимает главу свою. Над землей, как большая Чаша, опрокинулось Небо с мириадами звезд... Святые светом своим подобны звездам и озаряют землю, море... Старец тихо произнес, перенесясь мыслию в дивное и славное видение: «Рай - это Любовь Божия, а ад - это не иметь Любви». Он любил Бога, а Бог не имеет границ, потому и Любовь его была безгранична, одинакова ко всем. Без различия. Отец Николай достиг совершенства. А «совершенно очищенный ум, - по Макарию Великому, - всегда видит Славу Света - Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому, как Тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым». Потому Батюшка говорил: «Я всегда с Господом! Зрю и ощущаю Его всегда». Однажды на Острове не было дождя, земля иссыхала и трескалась. Мы попросили: «Отче! Помолитесь, чтобы был дождь»... Он обратил лицо к Храму, перекрестился на купола и попросил родных ему Святых: «Святитель Николай! Пошли нам дождь!»… Через пять минут начался ливень. Он шел до тех пор, пока земля не напиталась влагой, а наши сердца не утвердились в Вере, что Господь слышит молитвы праведников.… Праведники подобны Ангелам: «А сподобившиеся достигнуть того века... умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам» (Лк. 20,35). То, что праведники увенчаются безсмертием, явил нам Сам Господь Своим Воскресением, удостоверив это сонмом прославленных святых. Прославившиеся на земле благочестием и добродетелями и в Вечности особо прославятся Господом, и их ходатайство за нас будет иметь большую силу и милость. На этом покоится почитание Святых.

Праведный Старец Николай, Святитель Нектарий Русский - несомненно наш русский святой, ныне ходатай пред Богом. Достоин или нет человек такого памятования, решает Церковь. Церковь - это самый великий таинственный дар Бога людям: все сотворенное Богом Словом на Небе и на земле - вочленяется в Церковь как в Ее Тело, Глава которого Господь Иисус Христос. Ангелы, Святые, все верные всех времен люди... Звезды, планеты, птицы, каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек - богозданные твари - это одно Тело Церкви. Исцеленные Батюшкой птицы и животные, огромные дерева и озерная синь будут также свидетельствовать о святости его милостивого сердца. Цветы, которые он не дозволял срывать, потому что они жаловались ему: «Нам больно»... Даже мушки - их он кормил медом, и комары - он их никогда не убивал, но питал своей кровию: «Пусть попьют, бедненькие»... Придут звери, соберутся птицы и скажут Господу: «Он миловал нас». Молвит земля: «Он ниспосылал молитвой дождь и останавливал ураганы - и я питала человека хлебом, по Слову Твоему, Господи». Всплеснется до Небес озерная волна: «Он останавливал меня и не давал топить утлые суденышки рыбаков, и благословлял отдать им рыбу из моих глубин - по Слову Твоему, Господи». Божии создания, бывшие вкруг Старца, скажут: «Он ничего нам не должен, Господи. Он не сотворил нам зла, живя на земле». Предстанут души усопших в ризах оправдания: «Из ада преисподнего он вымолил нас, и Ты помиловал нас, Боже наш». Станут сонмы Святых: «Он защищал Православие от всех козней диавольских, и берег, и любил Святую Церковь Твою, Господи, неустанно призывая нас на помощь». Тихо склонятся Небесные Силы у Престола Огненного: «Он слезно взывал к нам, умоляя за всякого человека, которого Ты приводил к нему... Исполняя все повеления Твои, ниспосланные через нас, Господи». Осенит его лилиями райскими благоуханными Архангел-вестник Божий Гавриил: «Я являлся ему известить об исходе из юдоли земной - и душа его радостно воспарила к Тебе». Пророки ублажат святые подвиги его: «Он проповедовал Правду Твою и зрел будущее как настоящее, и обличал нечестие, томясь душою средь мира падшего».

Апостолы святые предстанут: «Проповедовал труженик сей Евангелие, обращая из тьмы язычества и иудейства заблудших, сопричислив их к Верным Твоим. Творил чудеса, изгонял духов тьмы, запрещая им мучить людей. Ризы, бывшие на нем, исцеляли, и маслице его иерусалимское давало Благодать». Святители возрадуются: «Прииде к нам, Архиерею Божий Блаженный Нектарие, добре пасший стадо Твое». И обнимет его с радостию Святитель Вениамин Мученик града Св. Петра: «Ты исполнил слово мое, чадо возлюбленное, был всегда с Господом. И Крест мой Святительский на перси отроком восприяв, сохранил и достойно пронес сквозь все испытания... Ныне ризы твои монашеские стали крыльями огненными, принесшими тебя ко Престолу Царя». Станут Мученики пред Христом, славя подвиг его: «Исповедник Твой, воин Церкви Святой. Радостно он в темницы шел и страдал за Имя Твое и земного Царя... В ледяную воду его загоняли, плетьми истязали, сна и пищи лишали. Вконец, бревнами тяжелыми завалили и раздавили - и излил он кровь свою в землю русскую... Вознесли Ангелы мученическую душу его ко Престолу Твоему... Но восплакали горько старцы Божии, Церковь Русскую содержащие, о молитвеннике дивном святом и служили на бездыханном теле его Божественную Литургию Тебе, Господи... Умолила Пречистая вернуть душу в тело его, дабы паче прославил он Имя Твое Святое на земли». Преклонят колена Мученики Царственные и вси Царие Благоверные Земли Русской Скипетр Державшие... И услышит Небо тихий глас Царя Николая Искупителя: «Сын Мой верный Царской Святой Руси! Знало сердце Мое, испытало тебя и от детства кроткого избрало, любя... Видел в духе ты муки Мои, Жертву Крестную, Голгофу кровавую. Исповедал Меня - и прославлю тебя, Архиерею Мой, Богом предъизбранный»...

ГОЛОС ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ

Свидетельства духовенства, монашенствующих и мирян

о святости Старца Николая

Отцы говорят - мы спасаемся соборно, в Церкви, с Господом Иисусом Христом как средоточием, с Пресвятой Богородицей, со всеми Небесными Ангелами и Архангелами, со всеми Святыми. Это и есть Церковь: здесь все вкупе, все соборно...

Православие безукоризненное

«Еще в дошкольном (как помню) возрасте я горячо привязался к Церкви Божией, служителям Ея, и эта любовь во мне осталась на всю жизнь. Я с раннего возраста принимаю участие в делах Дома Божия. А именно: в родном Храме прислуживаю в Св. Алтаре, читаю, пою на клиросе, вместе с Батюшкой прихода хожу по домам и пою молебны».

(О. Николай (Гурьянов).

Автобиография. Из личного дела.)

«Это, без сомнений, незаурядный священник. Хотя приход его был малочислен и бедный [...] но благоустроен так, что может быть показательным примером для многих. [...] В редком порядке содержится и приходское кладбище. В личной своей жизни - безукоризненного поведения. Это пастырь - подвижник и молитвенник. Целибат. Приходу отдавал всю свою душу, все свои силы, свои знания, все сердце, и за это всегда был любим не только своими прихожанами, но и всеми, кто лишь только ближе соприкасался с этим добрым пастырем».

(Архиеп. Виленский и Литовский Алексий (Дехтярев). 16.10.1958. Из личного дела)

«Это пастырь подвижник и молитвенник. Богослужение совершает с благоговением, страхом Божиим и назиданием Словом Божиим своих пасомых неопустительно. Пользуется любовию и большим уважением от своих пасомых... В экуменическом движении не состоит».

(Митр. Псковский и Пороховский

Иоанн (Разумов).10.08.1973. Из личного дела)

«В наши последние времена Старец Николай - светильник, подобный Серафиму Саровскому».

(Архим. Кирилл (Павлов)

«Доброта ко всем, любвеобилие: он ни на кого не гневался никогда и замечаний строгих не делал - как второй Серафим Саровский был. Все - «радость моя, радость моя». А иначе как посеешь это доброе семя, зерно доброты? Только своим отношением к людям, примером. Ученый ли ты, образованный или знатный, это ничего не дает. Если ты самолюбивый, гордый, твоя знатность или ученость уже ничто. А простота, доброта и любвеобильность привлекают людей. И тем более все, что говорил о. Николай - все исполнялось. У него от Бога был дар - прозорливость».

(Прот. Евгений Пелешев, наст. Варваринского храма

г. Печеры. Православие.ру. 22.11.2002)

«Святейший Патриарх Алексий назвал Батюшку «Светочем Веры» и «Столпом Православия». «Уход такого человека - невосполнимая потеря не только для родных и близких, но и для всех его духовных чад, - сказал Его Святейшество. - По-человечески жаль, что в нынешней жизни более не будет возможности обратиться к о. Николаю за советом, за духовной поддержкой».

«Не плачьте, теперь отец Николай у Престола Небесного за нас молится!»

(Архим. Иоанн (Крестьянкин).

Знамение Веры. № 23. С.4)

«Блаженная матушка Мария из Мариуполя спросила: «Хотите, я вам расскажу, что я вижу? Вижу, как на этом Острове распускаются цветы дивной красоты, и весь он наполняется небесными птицами... А Батюшке Николаю уже можно молиться как Святому... Прославление произойдет вот-вот!» - Произнесла она эти слова как-то особенно, как бы вглядываясь перед собой. Она сказала, что в это время лицезрела Батюшку в ослепительном белом свете, молящегося за всех нас грешных».

(Слово Истины. М. 2004. С.144)

 

«Я - Царского Рода» - свидетельство самого Старца Николая

«Столпом Старчества» нашей Церкви назвал о. Николая Святейший Патриарх, повлиявшим на события в ней в столь непростое время, на которое выпало Батюшкино служение. То, что забота о судьбе самой страны лежала нелегким крестным грузом на Батюшкиных плечах, для меня очевидно. Я не встречал большей любви к нашему Отечеству, Святой Руси, ее Царственным мученикам, чем молитвенная и жертвенная любовь о. Николая.

Ритуальное изуверское заклание св. Царя-Мученика со всею Августейшей Семьей положило начало разрушению Российской Империи - последнему препятствию на пути мирового зла. Все это великой болью отзывалось в сердце о. Николая, еще отроком сделав его пламенным молитвенником за Царя и Русскую Землю, защитником и хранителем Веры Православной, готовым встать в полный рост на пути зла. Русский же Царь есть Охранитель и Содержатель Православной Веры, управляющий народ Божий в Царствие Небесное. Добровольное и смиренное возложение Батюшкой на себя вериг служения и ходатайства перед Богом за весь русский народ сделало его преемственным носителем особой Благодати Святаго Духа, которая, действуя через него, удерживала распространяющееся зло, сохраняя прикровенно существующую Святую Русь, подобно Китежу-граду погрузившуюся в пучину вод. Батюшкин Остров был образом остатка Святой Руси, а о. Николай на нем - нашим Царем-Батюшкой, сдерживающим своим молитвенным подвигом обрушившиеся на «Остров Православия» волны разлившейся апостасийной «жидъкости». «Родненькие мои! Как мне вас всех жаль!» - только любящее отцовское сердце могло так трепетать и болезновать. Все имеющее отношение к Царской Семье собиралось на Острове у Батюшки: от многочисленных Царских икон, образков, картин, фильмов до всевозможных песнопений, служб, акафистов Царственным Святым. Почему же все это стекалось на маленький Русский Остров? Замечательный ответ дан в книге его верной келейницы матушки Николаи «Царский Архиерей»: «Потому что сердце Батюшки вмещало невместимое, потому что он расширил молитвой и любовию свое сердце, которое уже не имело границ. Сейчас по всему полоненному нашему Русскому Царству, по всей Божией Земле пробились насажденные Батюшкой ростки любви к многострадальному, покинутому всеми Царю. Он в наших сердцах, Царь Многострадальный Народа Многострадального. Батюшка открыл нашим духовным очам Николаевскую Русь»... Что можно более к этому добавить? О. Николай - наш Батюшка Царь-Колокол. Своим тихомирным малиновым набатом будит в наших сердцах любовь к Святой Руси - Дому Пресвятой Богородицы. А слова Батюшки: «Я - Царского Рода» - свидетельство самого Старца».

(Слово диакона Евгения Семенова на Николаевских Чтениях. «Дух Христианина». 01.09.2005)

 

Патриаршая Грамота

«Матушка Николая! Высылаю урок «Духовная поэзия прот. Николая (Гурьянова)», за который 6.07.2004 я получила Грамоту Патриарха Алексия. Вручали ее в Духовной Академии Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Все это по великой Божией милости, по молитвам Батюшки за нас, грешных» - пишет преподаватель словесности Н.Е.Сорокина, Псковская обл., Пыталовский р-н, д. Бороусы. «Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе. Тема: Духовная поэзия Протоиерея Николая (Гурьянова). Цель: Познакомить учащихся с жизнию и трудами Старца - нашего земляка, известного во всем мире, хранящего Псковскую землю своей молитвою. В православной традиции в утренних молитвах ежедневно звучали заздравные слова: «Спаси, Господи, и помилуй Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора, Супругу Его, Благочестивейшую Государыню Императрицу, Наследника и весь Царствующий Дом»... Вспоминается Семья последнего Русского Императора Николая и отношение Батюшки к этим событиям. Из биографии о. Николая известно, что он был прозорливцем, этот дар обнаружился у него в раннем детстве. После гибели Царственных Мучеников девятилетний мальчик в слезах прибежал к матери, обнял ее со словами: «Мамочка, Царя убили, что делать будем?!» Известно, что всем духовным чадам он завещал молиться Царю-Мученику, глубоко почитая Его еще задолго до канонизации: «Молитесь Царю, Он предстоит пред Богом за Россию, Он все управит»...

Алчущим и жаждущим Правды Господь обещает, что они насытятся. Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Чтобы в сердца людей пришло такое чувство, за них всегда молились монахи-пустынники... Таким же был Батюшка Николай (Гурьянов)... Его удивительная жизнь может быть примером для всех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу. Сам факт существования такого Старца для многих является незримой и, может быть, не вполне сознаваемой нитию, соединяющей их с Богом и вековой традицией Православия. Милостию Божией, мне, дорогие детки, довелось побывать на Острове и встретиться с Батюшкой, получить его благословение... Только что прозвучавшее стихотворение обнаруживает смирение и покаяние великого Старца ХХ века. Рядом с Батюшкой все приобретало иной высокий смысл. Да и сейчас, после кончины, он не оставляет своих молитвенников. Книга Батюшки «Слово Жизни» содержит музыкальное оформление поэтических строк на духовные темы... Читать ее - великая радость. Было время на Руси, когда чтение Житий Святых и произведений Тихона Задонского было любимым занятием народа. Такую же высокую поэзию и музыку предлагает нам Батюшка - и в конце XX начале XXI веков. Конечно, это дар Божий так видеть мир, но какая радость к этому прикоснуться!»

 

«Царь грядет!»

«Помню нашу последнюю встречу с Батюшкой и сказанное во время нее твердо, со властию в голосе: «Царь грядет!» Это о нашем Русском, Последнем Царе. [...] В святость Батюшки многочисленные чада его духовные верят безусловно. Что касается процесса канонизации, то длительность его напрямую зависит от нынешнего духовного состояния народа Божия. День кончины Старца Николая - а в действительности его рождения в Жизнь Вечную - можно считать началом этого процесса. Вечная тебе память, родной наш Батюшка! Праведный отче Николае, моли Бога о нас!»

(Сергей Фомин. На Царской страже. М. 2006. С.571)

 

«Самое важное пророчество Батюшки следующее: «Царь грядет!» - Пророчествами Батюшки и его благодатию мы все и живем».

 

(Гл. редактор газеты «Русский Вестник» Алексий Сенин. Из Слова на Николаевских Чтениях. 2004)

 

Живой святой

«Он живой святой, - говорят местные жители Вера и Федот Пикалевы, - все видит и знает о нас».

(Известия. 3.07.2001)

Русский праведник и пророк

«Его стали считать чудотворцем после того, как с его помощию спасся человек, у которого, казалось, почти не было шансов выжить. 7.04.1986 в Норвежском море произошла одна из самых страшных катастроф того десятилетия: затонула российская

атомная подводная лодка «Комсомолец». Уцелеть удалось лишь одному члену экипажа, сибиряку Игорю Столярову. Он выбрался из трюма и попытался плыть. Когда моряк уже готов был потерять сознание, вдруг пришла неожиданная поддержка. Ему явился седобородый Старец, назвавший себя о. Николаем. «Плыви, я молюсь за тебя, спасешься», - произнес он. Сразу после того, как видение исчезло, откуда-то появилось спасительное бревно, а затем подоспела береговая охрана. Вскоре жизнь моряка была уже вне опасности. Спустя годы после своего чудесного избавления от смерти Столяров оказался на Талабске - и увидел того самого Старца, что явился ему в страшном апреле 1986. Это и был о. Николай (Гурьянов)».

(Иван Корзун, кор. РИА «Новости». 17.09.2002)

 

Усиление сонма святых

«На днях скончался Старец Николай. Священники... сказали: «Еще одним молящимся за русскую землю на Небесах больше будет». Его кончину воспринимают не как потерю для православной России, а как усиление сонма святых, которые в горних Небесах молятся за нашу землю, за русских людей».

(Александр Проханов. Памяти Старца Николая. Завтра. 27.08.2002)

 

Святость Богоугодной жизни

Святость Богоугодной жизни блаженной памяти Старца Николая Господь проявил во время облачения всечестного тела, когда он, подобно св. Благ. Кн. Александру Невскому, взявшему во время отпевания разрешительную молитву из рук священника, бережно и благоговейно приподнял правую руку и сам взял Крест. - И во время Божественной заупокойной Литургии трижды мироточением на Херувимской правой благословляющей руки, твердо державшей Крест.

 

Угодник Божий - воин Христов

«Лицо усопшего было закрыто белым покрывалом, мы прикладывались к открытой руке с Крестом. Дважды прикладываясь к руке усопшего, один раз в Храме, другой - на паперти, я поймал себя на ощущении, словно приложился к чуть влажной руке живого человека. То же почувствовали и мои друзья. [...] Я ощущал происходящее здесь, на этом пограничном Острове, как строительство мистической православной крепости, в которой будет нести свое охранное служение угодник Божий, воин Христов Батюшка Николай (Гурьянов)... Здесь ему определила служение Божия Матерь, здесь он нес свое послушание в земной жизни, и он не оставит этот рубеж Отечества без защиты впредь».

(Владимир Михайлов, предс. СПб клуба «Бодрствование». Сайт Правда.Ру. 12.08.2004)

 

Праведники нашей Церкви

«Посмотрите на праведников нашей Церкви, не прошлых веков, а нашего времени. О. Николай (Гурьянов) Псковоезерский, Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), ныне прославленный, о. Иоанн (Крестьянкин), преп. Серафим (Вырицкий). Их не много, но тех, что знаем, знает и вся Русь Православная. Они - истинное свидетельство Благодатности нашей Церкви, ибо если она дала жизнь праведнику, то дала ее Благодатию Духа Святаго, и, значит, Благодать Божия почивает на ней. Когда заходит разговор о нашей Церкви, первый, кто приходит мне в голову - о. Николай (Гурьянов) с Острова. [...] Он победил мир, будучи нашим современником. Если вы сомневаетесь, что можно спастись в наше время и в нашей Церкви, посмотрите на Батюшку. Благодать Господа почивала на нем, потому что ее поиску он посвятил свою жизнь. Оставим и мы пустые сомнения, и с ними батюшек-пьяниц, и епископов, и нас мирян-разбойников, но будем подражать Батюшке, как он Христу, положив пред собою служение Одному Богу, почитать все остальное за тщету... Тогда и он не оставит нас в своих молитвах, а придет время, и Спаситель внемлет нашим стараниям. И, дай Бог, коснется нас Своей Десницей, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Посмотрите, какой чудесный тропарь кто-то написал Батюшке».

Об иконе Батюшки Николая,

написанной в Америке Константином Селезневым

«Красивая икона!» - «Технически прекрасно!» - «В избранное!» - «Спасибо за работу и особенно комментарий. Вам нужно проповеди говорить». - «Прекрасно выполненная работа. И мысли интересные. Самое замечательное, что не догма, а информация к размышлению». - «Еще есть [святые. - Авт.] - о. Павел (Груздев)». - «Божественно!» - «Бывал я там, еще при жизни, особо запомнилась доброта Ангельская и переправа в лодке!» - «Живу в Вере отцов своих... За Батюшку Николая (Гурьянова) спасибо Вам огромное, сегодня день рождения моего брата, а Батюшка имел к нему прямое отношение, да не простое... Этого здесь не расскажешь. Обоим Царство Небесное и светлая память. Видите, как все промыслительно. Вот вам и ответ, в какой вере пребывать...» - «Святый Николай! Моли Бога о нас!» - «Спасибо!» - «Костя! Спасибо, вот за все спасибо! И за слова, сказанные выше, и за работу чудную!» - «Святый отче Николае! Моли о нас...» - «Спасибо за образ!» - «Спаси Бог!» «Уважаемый Константин! Я посмотрел Ваши работы, и интересно, что эта икона и комментарий о праведниках наших дней следуют после целой серии о Православии в Америке. Я вот смотрю и думаю, с чем это связано. Может, это полемика по поводу разделения с зарубежниками? Так я вам скажу, Благодать Господа не имеет границ и почивает, где Господу будет угодно».

(Константин Селезнев. Икона Праведного Николая Псковоезерского Фото.сайт. 09.05.2007)

Схимонахиня Николая (Гроян)

келейница Батюшки