Международное православное движение
За святую Русь

ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ НЕБОМ!
    
   К столетию со дня рождения праведного Старца Николая (Гурьянова), тайного епископа в схиме Нектария 
   24.05.1909 + 24.08.2002 

 

Правда души 
   

Старец Николай... Смиренная и кроткая душа. Он всем прощал и непрестанно молил Бога, чтобы не попускал зла на земле. Мало таких кротких и смиренных, но именно ради их молитв и ради чистых детских слез еще светит Солнце, даруя радость и покой, и зло не может восторжествовать. 
   Церковь незыблемо стоит на основании Любви Христовой. Неся свой Крест, она дарит миру святых: отец Николай (Гурьянов), архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Павел (Груздев)... Много подвижников. Ими светится наше Православие! Дух старчества един - смиренный, великий и могучий. Это таинственный дар, в котором сокрыто благословение Неба и духовная мощь Церкви. 
   В документальном фильме по первому каналу о Патриархе Алексии II «Крест Патриарха» (23.02.2009.) прозвучало: «Святейший уже чувствовал себя очень плохо. А еще он чувствовал, как уходит целое поколение - его поколение. Далее Патриарх с горечью сказал: «Сейчас время, когда смена поколений... Уходит старое поколение духовников, старое поколение людей с большим духовным опытом. Вот умер отец Иоанн (Крестьянкин), архимандрит в Псково-Печерском монастыре, протоиерей Николай (Гурьянов)... Вот в тяжелом положении находится отец архимандрит Кирилл (Павлов)... Так что... Ну а у нас тоже определенный разрыв возрастной внутри духовенства. Потому что очень много молодого духовенства. И очень опасно, когда молодое духовенство делает из себя - ставит себя «опытными духовниками» - а оказываются, в общем, младостарцами - как мы их называем. Потому что без опыта нельзя совершать духовное руководство. Надо иметь огромный духовный опыт и жизненный опыт, чтобы учить, наставлять и направлять жизнь другого человека». 
Сейчас ушел в Вечность и Святейший Патриарх Алексий... Теперь и он «на Правде»... Так говорили на Острове, когда человек умирал. Батюшка, как и островитяне, вздыхал: «Душа пошла на Правду... Помоги ей, Господи, даруй Царствие Небесное». 

Память сердца

 

Земная жизнь дана, чтобы подготовиться к Небесной. Каждому Господь определяет место на земле, и только Он дает жизнь и послушание в ней: быть богатым или нищим, пышущим здравием или убогим, Патриархом или Старцем... Словом, мы должны благодарить Бога за все, что Он нам дает или - не дает. Мы трудимся, но Господь определяет, что и как в нашей жизни... «Судьбы Божии нам неисповедимы». 
Господь привел меня к Батюшке в 1986 году на Николу Вешнего на маленький Остров посреди синеокой воды, где и обрело мое сердце сокровище, Жемчужину Духа - духовного отца ... «Тут тебе и Афон, и Иерусалим, и Лавры все - тут и спасайся! Здесь все просто... А где просто - там Ангелов со ста!» - сказал и трижды благословил широким крестом. От того часа вся моя жизнь, дыхание, Крест и монашеские труды - в Никольской обители Старца Николая, тайного схиепископа Нектария, по его святому благословению и желанию моего сердца.
   Преувеличить подвиг Батюшки трудно, скорее его трудно по достоинству оценить. Когда думаю об отце, вспоминаю слова преп. Иустина (Поповича) о святом Николае Сербском: «Что свечка скажет о Солнце? Как свечка похвалит Солнце?» И еще: «Когда жизнь Благодатию Христовой перейдет в священное житие, тогда ее уже нельзя объять словами». 
   Нынешний год - столетие со дня рождения дорогого Батюшки. При слове дорогой с теплотою в сердце вспоминаю: читала письмо, начинавшееся: «Дорогой Батюшка! Благословите!» - отец Николай улыбнулся и сказал: «Слава Богу, что не дешевый!» 
   Прошу и я: «Дорогой Батюшка! Благословите поделиться памятию сердца». 
       

Счастие 
 

Последние годы жизни Батюшки, пять лет, мне посчастливилось не только часто бывать у него, но находиться с ним под одним кровом его смиренной келлии. Спать на полу, рядом с кроватью, когда он сильно недомогал, либо на кухне, на стульях. Слышать слезные молитвы - «Господи, спаси всех! Господи, помоги всем!» И часы сна он отдавал человеку: «Я так всего человека люблю! И животных-то этих, - говорил, указывая на иконе Страшного Суда на падших духов, - мне их тоже жаль!» 
Отцы говорят, что те, кто стяжал Божественную Любовь, молятся за всех, для них нет разницы между людьми. Святые достигали такой высоты, что молились и за падших духов. Батюшка был Сыном Света, и он светил своей собственной жизнию, отверзая и нам двери в Небо, призывая в потерянный рай. 
   С Николы Зимнего 1997 года Батюшка благословил меня на постоянное жительство на Острове в его келлии. Уезжала в Москву лишь на короткое время. Поэтому я имела счастие не только изо дня в день видеть его труды и молитвы, но и проводить много времени в незабываемых беседах. Вела всю переписку, находясь на келейном послушании. Батюшка делился своим огромным духовным опытом с совершенным доверием и искренностию. Его можно было спросить обо всем, что тревожило душу. Все духовное, что читала, выносила на слово Старца. Все, что смущало в жизни Церкви - прямо спрашивала и получала прямой ответ, не скрывающий ран церковной жизни: «Что делать? Везде люди и все не без греха - и мирские, и архиереи, и священники... Помоги, Господи, нам всем исправиться!» 
   Судьбу Церкви он воспринимал по-евангельски: «В Церкви только Один Учитель и Отец - Господь Иисус Христос. Другие, независимо от церковного сана, все Его ученики и послушники... Для всех христиан одна заповедь: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим... Тебе, Господи!» - вот так всем и надо жить в Церкви... Мирствовать и не превозноситься... Заботиться о хлебе насущном для души... И, главное, не забывать, что все мы принадлежим Небесной Церкви». 
   Батюшка очень любил, когда душа трудилась и совершенствовалась. Если он видел жажду духовного, а не пустого любопытства в человеке, откладывал все и помогал. Особенность его старческого окормления - молитвенная святыня слова. Он выражал великие истины несколькими словами. Пустословия избегал, не облекал мысли в цветастые фразы. Но слова его всегда благоухали! Мог одним словом или взглядом пробудить совесть в человеке. Но никогда не судил. «Церковь, как и Сам Господь, никогда не судит. Она не для суда мира, а для спасения мира», - говорил Батюшка. - В Церкви - ученики все. И мы учимся всю свою жизнь, до самого перехода в Вечность, и надеемся только на Милость Божию». 
   Жизнь рядом с Батюшкой была счастием. В этой крохотной келлии сиял Свет Христов и пылал огонь Правды Божией. Это Вифлеемские Ясли Спасителя, Дом духовного Хлеба! Батюшка был простым и «неофициальным», он не любил политеса, ни мирского, ни церковного. Сам был искренен и любил открытость в других. У нас в келлии - могу так говорить, потому что это слова Батюшки - царила простота и доверие. Благословив нам со схимонахиней Иоанной жить вместе с ним в одном доме, сказал: «Это и ваш дом, вы - мои родные!» Мы жили простодушно и радостно, несмотря на многие горести и испытания. Какими нас Господь сотворил - такими мы и были пред Ним и пред Батюшкой - как дети. 
    
   

Батюшка и Святейший Патриарх Алексий 
 

В архиве, переданном мне Старцем, есть и письмо Святейшего Алексия в его бытность протоиереем (Батюшка служил тогда в Эстонии, и духовенство обращалось к нему уже в те годы как к святому подвижнику). Приведем его полностию, поскольку это уже история Церкви: 
 

«Дорогой отец Николай! 
25-го октября вернулся в Тарту из отпуска. С благодарностию получил от Вас сборник стихотворений [«Слово Жизни»]. Спасибо большое! Меня тревожит вопрос о Вашей службе в Ямах. Об этом же меня неоднократно запрашивали староста Ямской Церкви. Владыка Иоанн [Епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев)] говорил мне, что видел Вас в Риге и просил Вас написать ему прошение, в котором Вы просили бы разрешения на проведение служб в Ямской Церкви 8-10 ноября. Я не знаю, написали ли Вы об этом Владыке. Кроме того, прошел слух, что вы якобы нашли себе приход в Псковской епархии. Правда ли это? 
   Очень прошу Вас, если Ваше желание о службах в Ямах осталось неизменным, сообщите мне возможно быстрее. А, кроме того, если не писали Владыке о своем желании послужить, напишите, чтобы у него было основание хлопотать об этом пред уполномоченным. Буду ждать от Вас ответа. В день преп. Сергия был в Троице-Сергиевой Лавре, служил там и молитвенно вспоминал и Вас. Будьте Господом хранимы и благополучны. С любовью во Христе - Прот. Алексий Ридигер - г. Тарту. 27.10.1958». 
       

1. Островная боль 
 

Сильно мучило Батюшку в последние годы то, что его совершенно не понимал Правящий Псковский Епископ Евсевий. Ему было очень тяжело переносить плохое отношение Владыки, который постоянно утеснял Старца. И много он страдал от священников, назначаемых в его храм. Они выполняли указания Владыки, а Старцем открыто пренебрегали. В таких случаях говорят: «Не принимается пророк в своем отечестве» (Лк. 4, 24) и «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4,44) - но для Старца это был тяжелый крест бесчестия. 
   Мы много видели и многому свидетели. Все, кто любили отца, пытались умягчить ситуацию и изменить ее. После очередных искушений со стороны епархии отец Николай попросил: «Поезжай и скажи: «Владыка! Мы больше не можем терпеть эту войну!» - но потом изменил решение: «Нет! Лучше обратимся к Патриарху... Святейший меня хорошо знает... И по Пюхтицам, Латвии и Литве. Однажды мы служили в Рижском кафедральном соборе... Я тихонечко перекрестил ему лоб и сказал: «Большим человеком будешь!» - И когда его поставили в Патриархи, он прислал мне свой портрет с надписью: «Помню Ваши слова» - и Батюшка передал через меня Патриарху прошение. 
 

Их было три... Первое - от 1.09.1997.

Святейший был крайне встревожен дерзким поведением младостарцев, но особенно - состоянием здоровья Батюшки. Сказал, что в Прибалтике Батюшку все очень любили и почитали, а Архиепископ Виленский Алексий (Дехтярев) ему говорил: «Это высокий подвижник святой жизни, у которого надо учиться практике духовного жития». 
И Владыка Псковский Митрополит Иоанн (Разумов) почитал: «Спаси Вас, Господи, - писал он отцу Николаю, - за Вашу любовь к нашей Родине, Отечеству нашему, за Вашу преданность и верность Русской Православной Церкви, которую Вы не словами, а добрыми делами подтверждаете каждый год.[...] От лица Русской Православной Церкви и всего нашего доброго народа выражаю Вам Нашу Архипастырскую благодарность» (1971. Из Личного дела о. Николая. - Архив авт.). 
А вот характеристика, данная Псковским Владыкой Владимиром (Котляровым) (1992): «Протоиерей Н.А. Гурьянов. О нем еще в 1958 г. Епископ Виленский Алексий писал: «Это, без сомнения, незаурядный священник». Служит на Острове, как отшельник, а православные христиане, священники, настоятели монастырей, студенты духовных школ, начинающие послушники со всей страны едут за советом и благословением к о. Николаю. Им заинтересовалась общественность, киностудия сделала фильм и несколько раз показала по телевидению. Действительно, - это праведный и прозорливый Старец. Он во многом помогает мне сдерживать неуемные порывы некоторых мечущихся молодых клириков. Такие подвижники Церкви, как о. Николай и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), удерживают Церковь от раскола. Хотя о. Николай не нуждается в наградах, я прошу наградить его, т.к. митрополит Иоанн (Разумов) от имени Святейшего Патриарха Пимена благословил ему служить Литургию с открытыми Царскими вратами до «Отче наш» (заметим, что митрополит Иоанн знал о том, что Старец Николай - Архиерей, потому и благословил). (Из Личного дела. - Архив авт.). 
    
   

2. Письмо Святейшего в ответ на прошение Батюшки 
 

Надпись на конверте: «Его Высокопреподобию протоиерею Николаю Гурьянову» 
Патриарх Московский и всея Руси - 22.01.1998 - № 249. 
    
 

«Ваше Высокопреподобие! Дорогой Батюшка отец Николай! 
Пользуюсь тем, что матушка игумения Филарета, настоятельница подворья Пюхтицкого монастыря в Москве, вместе с семейством С.В. Пугачева - большого благотворителя Церкви, навестит Вас, пишу Вам эти строки. 
Сердечно поздравляю Вас с прошедшими великими праздниками Рождества Христова и Богоявления и наступившим новолетием. От души молитвенно желаю Вам крепости, сил, здоровья, бодрости духа и щедрой помощи Божией в Ваших трудах по пастырскому душепопечительству о тех, кто во множестве приезжает к Вам, нуждаясь в Вашей помощи, поддержке и молитве. 
   Уповаю и я на Ваши святые молитвы в том многотрудном подвиге патриаршего служения, к которому призвал меня Господь. Трудностей и испытаний - много на жизненном пути каждого из нас. Знаю, что и Вам приходится переносить трудности и испытания. Неоднократно говорил с Владыкой Архиепископом Евсевием, чтобы Вам помогали в приходской деятельности послушные, ревностные и преданные Вам пастыри. Надеюсь, что такие и будут Вам помогать, чтобы Вы могли больше внимания уделять духовной поддержке тех, кто приезжает за ней к Вам, кто нуждается в Ваших святых молитвах - и среди монашествующих, и мирян. 
   Да хранит Вас Господь, по молитвам Пречистой Богородицы, Вас, дорогой отец Николай, в здравии, крепости духовных и телесных сил и долгоденствии - на радость и утешение всех нас! 
Еще и еще прошу Ваших святых молитв! 
С любовью обнимаю Вас - /подпись/: Патриарх Алексий» 
(Письмо вручено 25.01.1998 игуменией Филаретой. Архив Старца Николая, переданный автору). 
    
 

3. Церковное отцовство Старца против духовной тирании младостарцев 
 

Теплое и внимательное отношение Святейшего Патриарха к Старцу не смогло изменить холодного неприятия местного Владыки и подвластного ему духовенства. Скорби отца умножались, доставляя ненужные треволнения и отнимая последние силы. Батюшка был измучен интригами, пустыми наговорами, непрекращающимися доносами и проверками. Эта борьба сильно отразилась на его здоровье и на всей духовной жизни не только Острова, но и всей Церкви... Это был великий позор! - Никто не смог остановить делателей зла. И как все святые - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, многие смиренные молитвенники, Батюшка изгоняется из своего храма, святыни его сердца, по камушкам его благословенными руками восстановленного. Лишается возможности молиться у чудотворных икон... А взамен ему посылают безконечные автобусы с тысячами паломников, беззастенчиво зарабатывая на здоровье Старца... 
   А в храме хозяйничают те, о ком Святейший Патриарх с горечью говорил: младостарцы, не имеющие духовного и житейского опыта. Но главное - не имеющие Любви и сострадания. 
   Отец же Николай очень страдал: «Господь в Церкви Хозяин! Другого нет! Что же они делают?! Уродуют Церковь!» 
   Старец был вынужден уйти, ибо истинная и совершенная Любовь - жертвенна. Она отдает всё, ничего не желая взамен. «Теперь я у них выгнанный! Не надо им никакого Старца!» - Батюшка следовал Христу... Он имел великую Веру. «Вера - это дар Божий, - говорил Батюшка, - но проверяется она пролитием крови, невинными страданиями». В Древнем Патерике описан подвиг отца Николая: «Однажды посетил авву Ахиллу некий Старец. Войдя в его келлию, он увидел, как из уст аввы истекает кровь. На вопрос, что с ним происходит, ответил: «Это слово оскорбившего меня брата. Я старался ничего не говорить ему; молил Бога, чтобы слово оскорбления было взято у меня. И слово в устах моих соделалось подобно крови. Я выплюнул его, успокоился и забыл оскорбление». - А отец Николай говорил: «У меня слез уже нет, но кровию истекает сердце за Церковь». Чтобы помочь ближнему в подвиге покаяния, Батюшка жертвовал собой. 
   И никто из гонителей не попросил у него прощения при жизни. А ведь глубина раскаяния измеряется силой душевного потрясения от совершенного греха. И доныне они целенаправленно продолжают свое дело. 
   Батюшка страдал, но крепился. Он был Царским епископом-исповедником, ему не впервые было держать удар от врага рода человеческого. Всю жизнь... Он понимал духовничество не как тиранию, господство и насилие, бездумное и слепое подчинение под видом послушания - а как крестную, жертвенную Любовь духовного отца к своим духовным детям. И он страдал за распинавших его гонителей. 
   Но он не позволял, чтобы младостарцы, используя его духовный авторитет, искажали саму идею Небесного отцовства и плодили духовных карликов вместо крепких и здоровых духом христиан. Он не желал, чтобы его имя было инструментом насилия над свободной волей людей. Старец видел опасность этой духовной ереси в церковной ограде и решает окончательно отойти от делателей зла, выйдя за штат Псковской Епархии: «Я не могу иметь часть с ними и с их злыми делами, не имею права. Ведь Господь никого насильно не спасает! Отойди от зла - и сотворишь благо», - сказал и написал вновь прошение Святейшему, последнее: 
    
  

4. Последнее прошение Старца Святейшему 
 

«Ваше Святейшество! По состоянию здоровия и в связи с возрастом вынужден просить Правящего Архиерея Евсевия вывести меня за штат. Прошу Вашего Святительского попечения о нашем приходе и уповаю на то, что Господь пошлет на приход пастыря, заботящегося о пастве. Молитвенно пребываю с Вами и молю Пречистую Божию Матерь, дабы укрепила Вас в несении подвига патриаршего служения... Вашего Святейшества недостойный послушник протоиерей Николай Гурьянов... 28 августа 1998 г... Успение Божией Матери... Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» 
   

Патриарх, вновь пытаясь защитить Старца и исправить допущенное зло, безнадежно взывает: «Его Высокопреосвященству Архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию. 06.10.1998: - Прошу оказать поддержку заслуженному старцу в его просьбе и определить священника, который бы с сыновней любовию относился к старцу» (архив Псковской епархии. Документ из личного дела отца Николая. В кн.: Не прощай, а здравствуй. Воспоминания о Старце Николае Гурьянове. М. 2004. С. 142). 
   Но в том-то и дело, что «сыновней любви» и отношения не было! А где же их взять, если не было в сердце? - Не поможет резолюция Святейшего... 
    
   

«Где Дух Святой - там гонение» (Макарий Египетский) 
 

Царскому Архиерею Николаю-Нектарию за всю его исповедническую мученическую жизнь были ниспосланы Богом воистину царские страдания. Девятилетним отроком-иноком он видел в духе Крестные Муки Царской Семьи, о чем со слезами сказал: «Я среди распинаемых в Ипатьевском подвале был самым маленьким». Святость - это пролитие крови, всегда... «Вместе с Царской Семьей, - говорил Батюшка, - был распят православный русский народ... И я вместе с ним»... 
То, как великого смирением и любовию ко «всему человеку» Старца отстраняли в последние годы от жизни Церкви, можно выразить словами Владыки Нафанаила о Царе-искупителе: «Он до конца пронес Крест Своего служения. До тех пор, пока все кругом не восстало против Него в подлом изменническом бунте, и дальнейшее Его Царское Крестоношение потеряло смысл, ибо [...] нельзя спасать против воли спасаемого»... 
Так и закончились земные дни Старца Николая в крайне болезненной брани со стороны местных церковных властей, открыто свидетельствовавших о небратском отношении к самому старейшему Архиерею, Царскому... Пусть Батюшка и не говорил лично им о своем епископстве... Но где уж тут до таких глубин, если и Патриарха не слушали! Разве послушали бы простого «сельского попа», всегда окруженного больными и несчастными, часто юродствующего, всегда другого, иного, чем они. Непонятного и такого до боли русского пастыря! Батюшка был полон удивительного смирения. Несмотря на неуважение к нему от виновников притеснения, он был полон уважения к личности всякого человека, в какой бы тяжкий грех тот ни впадал. Он не хотел быть ни их учителем, ни судией, потому, страдая, ушел, сказав: «Господь меня благословил оставить этот приход... Но Храм стоит пустой»... 
   За этим уходом кроется высокое стремление к свободе, которую может дать только Дух Святой. А Батюшка был верен только Богу: отрекшись от всего мирского, он свободно последовал за Господом, полностию уйдя в Вечность. Отныне его домик стал полностию Храмом. «Вы обе алтарницы, - говорил он нам с матушкой Иоанной, - не скорбите!» В его храме-келлии даже мы грешные сподоблялись видения того, как Небесная Церковь служила вместе со смиренным Старцем. Святые угодники молились с отцом в его убогом пристанище, благодать Неба утешала святого страдальца: его посещала не только Царская Семья, Мученик Григорий, Василий Новый, Иларион Гдовский, Досифей Верхнестровский, Анна Кашинская, Мария Египетская, Ефрем Сирин, Нил Мироточивый, Иосиф Афонский, Серафим Саровский, но и Сама Пречистая являлась ему - за великий дар святого смирения. 
   Сохраняя полную объективность, должно сказать, что отношение епархии было не только не братским, но выливалось в открытую и крайне жестокую неприязнь, особенно недопустимую, если учесть патриарший возраст Батюшки - 94 года! И главным мотивом была зависть к великому почитанию Старца простым верующим народом... Его искренно любили... Он был настоящим отцом... Святым, простым и доступным. 
Оставляем все происходящее в отношении отца Николая, все дела, высказывания и писания, книги и статьи о нем людей, совершенно далеких от его жизни, целиком и полностию на совести виновников такого отношения. «Мы все будем судимы по Евангелию», - говорил Батюшка. 
    
   

Пусть земля будет Небом... 
 

За заботу и внимание к дорогому и незабвенному Батюшке земно благодарим почившего Патриарха Алексия. Пусть земля ему будет Небом... Так говорят пустынники... И необычайно важное: Голгофский Крест с Царской Семьей на месте упокоения Батюшки был поставлен усердием народа с личного благословения Святейшего Патриарха и при его теплом и непосредственном участии и содействии. Он благословил не только установку Креста, но и все эскизы по подготовке. Когда Крест водрузили - подарили ему большую фотографию. Он сказал: «Это Крест, достойный великого Старца»... Земно благодарим Святейшего Патриарха Алексия и за то, что в 1998 г. он от лица всей Церкви не признал подложные екатеринбургские останки, выдаваемые за Царские мощи. Пусть Господь воздаст ему за эту твердость! 
   За месяц до перехода в вечность Патриарх сказал одному из духовных чад Батюшки, что считает отца Николая несомненно святым Божиим человеком, и он будет прославлен Русской Церковию. 
   Помнится, Святейший сильно заболел перед Пасхой в 2001 г., у него совсем пропал голос. Батюшка взял его портрет, долго молился, крестил его - и голос появился, и Патриарх смог служить... «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» - с такими словами незабвенный отец ушел в Вечность.
 

Схимонахиня НИКОЛАЯ, 

келейница схиепископа Нектария