Коринф. Святой апостол Павел

Коринф времен апостола Павла был уникальным городом, входившим в состав римских колоний в Греции. Вот как пишет о нем один автор: «Когда святой Павел пришел из Афин в Коринф, эта часть Греции резко контрастировала с той, которую апостол только что покинул. После древней интеллектуальной столицы он очутился в новом городе, проникнутом духом материализма, да еще официально считавшимся римским. По улицам Коринфа толпами ходили купцы и промышленники: римляне, греки, евреи, сирийцы и египтяне, приехавшие сюда в надежде заработать деньги.

В Коринфе святой апостол Павел остановился в доме одной еврейской четы, Акилы и Прискилы. Они, как и он, занимались изготовлением палаток и парусов, и святой апостол стал работать вместе с ними, добывая себе пропитание. Акила и его жена лишь недавно прибыли в Коринф в связи с приказом Клавдия «всем евреям покинуть Рим». Римские историки объясняют это изгнание стремлением положить конец выступлениям евреев «по наущению некоего Крестуса», что невольно наводит на мысль о том, что уже на этом этапе мы имеем дело со спорами в среде евреев, касающимися Евангелия.

С того дня коринфские христиане собирались в доме римлянина Тита Иуста. В числе евреев, последовавших за апостолом, были Дкила, Прискила и Крисп, начальник синагоги, которого крестил сам Павел и который впоследствии стал главой местной Церкви. Обратившись к проповеди среди язычников, Павел проповедовал с не меньшим подъемом духа, чем в синагоге, и именно в языческой среде он собрал обильный урожай. Приветствия в его посланиях к коринфянам звучат скорее как списки граждан римского города-государства, нежели обращение к жителям греко-еврейской колонии: Тит, Гаий, Фортунат, Терций...
В ту ночь, когда апостол Павел навсегда покинул синагогу, Господь говорил с ним в видении: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня - много людей в этом городе» (Деян. 18,9-10).

Евреи же, отвергшие благую весть Христианства, в это время выжидали, выискивая подходящий момент, чтобы задушить новорожденную Церковь и изгнать апостола из Коринфа. Наконец, с прибытием нового проконсула Ахайи Иуния Галлиона, они решили, что теперь у них появилась такая возможность. Они понимали, что вряд ли удастся повлиять на проконсула, выдвинув обвинения в нападках на еврейские традиции, и решили выступить против Павла. По договоренности весь еврейский квартал устроил шумную разгромную демонстрацию, чтобы вынудить нового правителя взять дело в свои руки. Однако они обманулись в своих расчетах, поставив не на того человека.
Галлион был не просто правителем римской колонии, но братом Сенеки, знаменитого философа и учителя Нерона, а также дядей римского поэта Лукиана. Прекрасно образованный, выходец из хорошей семьи, замечательный оратор, Галлион считался среди своих современников обаятельным, дружелюбным человеком и проницательным руководителем. В отличие от правителей Филипп и Салоник, его не могла напугать толпа, затеявшая религиозные распри. Евреи же, приведя Павла к нему на суд с криками: «Он учит людей чтить Бога не по закону», надеялись, что закон, официально защищающий иудаизм, будет на их стороне. К тому же они рассчитывали, что устроенный ими спектакль произведет большое впечатление на Галлиона как на нового человека на новом месте. Однако он ответил холодно: «Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьей в этом». И прогнал их от судилища.
Они не успели покинуть зал суда, когда собравшиеся там греческие язычники, разгневанные этими выдуманными обвинениями, окружили начальника синагоги Сосфена и основательно побили его. Галлион не обратил на это внимания.
Прошло восемнадцать месяцев. Судя по более поздним посланиям Павла, время и приложенные усилия принесли обильный плод. Было много новообращенных, причем не только из числа дисциплинированных, нравственно чистых евреев, но и среди язычников (греков и римлян), погрязших, как впоследствии подчеркивал апостол Павел, в пороках и излишествах, обычных для жителей Коринфа. Первое послание к коринфянам было написано им через три года после того, как он вместе с Акилой и Прискиллой ушел оттуда в Эфес; второе - спустя еще примерно год, когда он находился в Македонии, перед последним посещением Коринфа.
Эти два послания дают нам ясное представление о внутренней жизни и борьбе молодой Церкви. Апостол затрагивает социальные, нравственные и богословские вопросы; бесчисленное множество проблем, беспокоивших коринфских христиан. Самый известный отрывок из этого послания, который, вероятно, и сам автор считал в нем главным - это хорошо знакомое нам наставление в любви:

После посещения Коринфа апостол Павел продолжил свой миссионерский путь. Он вернулся в Малую Азию, в Иерусалим, снова в Македонию. В Иерусалиме он был взят под стражу и отправлен в Рим. Евсевий пишет, что после двух лет заключения в Риме святого Павла освободили, и он еще десять лет проповедовал Евангелие Иисуса Христа в Италии и других западных странах: Испании, Галлии и, как некоторые считают, в Британии, где мог пробыть совсем недолго. Потом он вернулся в Рим. Здесь апостол Павел и принял мученическую кончину. Это произошло 29 июня 67 или 68 года от Рождества Христова. По некоторым сведениям, вместе с ним мог быть и святой апостол Петр. В этот день, 29 июня (12 июля), Церковь празднует память святых апостолов Петра и Павла.
Один из городов, строившихся впоследствии на развалинах древнего Коринфа, в восемнадцатом веке стал местом рождения святителя Макария Коринфского. Выходец из местной богатой семьи, в возрасте тридцати трех лет он, не имея никакого опыта служения Церкви, начал архипастырское служение, которое продолжалось около четырех лет. Он упорно трудился над повышением уровня образованности в среде духовенства, исправляя ошибки во взглядах и церковной практике, восстанавливая забытые традиции. Святитель Макарий был лишен кафедры по просьбе турок, обвинивших его в политическом сговоре с русскими. Умер в 1805 году на острове Хиос. Остаток дней он посвятил литературной работе, в том числе составлению «Добротолюбия», известного сборника писаний святых Отцов ранних времен. Святитель Макарий поддерживал постоянную связь с преподобным Паисием (Величковским), жившим в Молдавии. В течение какого-то времени святителю Макарию помогал молодой ученый монах, который впоследствии стал известен как преподобный Никодим Агиорит (Святогорец). К сожалению, в Коринфе не сохранилось ничего, связанного со святителем Макарием.