Международное православное движение
За святую Русь

Подвижник Веры

Батюшка говорил: настало время испытания глубины и истинности нашей веры. Именно сейчас, когда восстановлены внешние стены, заботиться нужно о Храме Сердца... «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Пр.23,26) - говорит Господь. - «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления... Это оскверняет человека» (Мф. 15, 20). «Здание храма можно восстановить, а вот души человеческие потерять... Помочь человеку увидеть, какой ты есть пред Богом, заглянуть в свое окаянство, смотреть на болезнь сердца и признать, что мы все - и пастыри, и паства - имеем в душах глубокие изъяны - основное попечение Церкви - говорил Батюшка. - Человек расслаблен и сам себя исцелить не может, и священство призвано будить совесть и помочь прийти ко Христу, чтобы Он воскресил нас как Лазаря. Труд Церкви - спасать всего человека». Батюшка был неутомимым тружеником. Вспоминаю мусульманина, принявшего Православие. Он знал по рассказам близких людей, что живет на земле святой человек, душа которого белее снега, слово - молитва к Богу, любовь не знает границ, а сострадание он испытал на себе, когда Старец вымолил его, некрещеного, от смерти. «Если бы все священники были такими, как о. Николай - многие бы приняли Христа, как и я» - а ведь он даже не видел Батюшку. Знал только силу его молитвы. Батюшку часто спрашивали о «расцвете» Православия. «Не надо говорить о «расцвете» - просил он. - Живите сейчас по Евангелию. Ведь для этого не нужно что-то особенное, правда?! Евангелие у всех есть, книги духовные... Есть где исповедаться и причаститься... Молитесь, на все просите у Господа благословение, и не забывайте, что Евангелие - наш Духовник и Наставник. В Евангелии все сказано. Единственный Владыка нашей жизни Бог - Господь Иисус Христос». О. Николай был сокровенной совестию Русской Церкви, и народ чувствовал это сердцем, потому всегда тянулся к нему, как росток к солнцу... «Хранил я заповеди» - тихо исповедовал в последние дни благодатный подвижник... От всеобъемлющей неземной Любви, он с трудом произнес слова, слезы текли по его лицу, обращенному к Лику Спасителя. В двух словах - столетняя жизнь на земле. - «Родные! Храните Веру, не расставайтесь с Господом - и спасетесь»... Таков был добродетельный отец. Его смирение и нестяжательность были столь высоки, что редкие монахи-подвижники, удалившиеся от мира, могут сравняться с ним. Батюшка был настолько несребролюбив, что упокоился совершенным бедняком. И дело не в том, что, почислив за штат девяностолетнего Старца, трудившегося более 60 лет Церкви, псковская епархия совсем не начислила ему никакой пенсии... Суть в том, что Батюшка в совершенстве сохранил ангельский образ жизни и схимнические обеты: «Я все отдал людям, Народу Божию и Матери-Церкви. Теперь я готов и ухожу к Сладчайшему Спасителю мира».

Вера отцов на Кресте

Доверяя Старцу как истинному отцу, русский народ приходил к нему за Правдой Божией. Это было и в годы страшного безверия, и во времена свободы восстановленной Церкви: «Без Бога, - говорил Батюшка, - ни до порога. А с Господом и на Остров приехали». Старцу-Владыке Нектарию, постоянно приходилось исправлять кривые дела некоторых духовников, и он учил не соблазняться недобрыми священниками, а всегда помнить, что наш Духовник - Сам Господь в Его Святом Евангелии. Учил взирать на несметный сонм святых, оставивших драгоценное наследие, прямо ведущее ко спасению. Благословлял ими руководствоваться и воодушевляться: «Они и поныне живут в Церкви... Живы все святые отцы, они нас слышат и не оставляют... Молитесь и просите помощи. Ведь Благодать не ведает границ». «Православная вера на Кресте! Ее распинают!» - сказал Старец в январе 2001 года. Он плакал беззвучно, не скрывая слез. - Как же не плакать?! Даже рыдать надо. Горе, что так заблудились». Однажды ему поведали, что православные приходы будут состязаться в игре в футбол, с обязательным участием священников на поле - такова воля благочинного. Старец содрогнулся: «Надо повергнуться пред Богом и каяться даже за эти слова»... В другой раз, увидев в окно, как иеромонах возле келлии хлещет монашеским ремнем лошадку - батюшкина дружка - перекрестился и заключил: «Так и его будут хлестать в Вечности... Дали бы волю, он и человека ремнем нажарит». А как «нажаривают» сейчас духовники в некоторых обителях ради смирения - за «послушание» даже отправляют здоровых людей в психиатрические больницы. Батюшка говорил: «Там душа нахватается страшного, и нужны сильные молитвы, чтобы спасти». Такие «каноны и послушания» Батюшка не принимал. Увидев на фотографии монаха, гарцующего в подряснике верхом на лошади, спросил: «А как же монашеская кротость?» Потому сердце его плакало, когда и на его святом Острове ввели новые «правила»: священник обучал детей каратэ, на короткой ноге, в подряснике, играл в футбол, а наперсный крест сотрясался от каждого удара, гонял на мотоцикле, торговал золотыми крестиками, выложив их на аналой во время исповеди. - «Это что-то никогда небывалое в Церкви!» - оплакивал нашу духовность Батюшка. Сейчас христиан не ссылают в лагеря, не пытают физически, но истязают духовно сердце, прививая ему, как «нравственную норму» - безбожие, прикрытое мертвыми фарисейскими «канонами и уставами». Насаждая сребролюбие, властолюбие, тщеславие, идолопоклонство во всей жизни... Слезы и горе! Привязывая Церковь к миру, дух тьмы отрывает нас от Источника Света.

«Пустые души - пустые храмы»

Святые мыслят одним Духом. Батюшка, отстраненный от Храма, где прослужил Господу 44 года, произнес, когда ему показали запись на видеокамере службы в бывшем его Храме те же горькие слова, что и Николай Сербский: «Храм пустой!» Это было на Николу Вешнего в 2001. - Как же пустой?! - Ведь там был Епископ, много священства, миряне, молились все... Может, пропали иконы?! - Иконы сохранились... Правда, не все, но они были... О какой же пустоте сокрушались Старец Николай и Владыка Николай? Тайный схиепископ Нектарий и гонимый Сербский Святитель? Что их тревожило? - Плакали они о пустоте наших душ, о поверхностном христианстве, соблюдающем обрядовые законы в ущерб не только Любви и Милосердию, но даже нравственности. Сокрушались, что ныне все больше появляется среди верующих духовных мертвецов. За внешним фарисейским благочестием зияет леденящая пустота и жестокость - вместо жертвенной любви, милости и покаянной веры. Как понять тех «ревнителей», которые «по соглашению» молятся о ниспослании войны для нашего вразумления?! - Все отцы учили принимать с благодарением испытания, ниспосылаемые Богом, но не призывать их на свою голову, а уж, тем более, на головы других... Такое «ревнование» напоминает камлание у стены плача раввинов, призывающих своего бога наказать всех гоев. - А Батюшка просил: «Молитесь Царю-Мученику, чтобы не было войны. Он Россию любит и плачет по ней. Он Господа умолит, и Господь послушает молитвы Царя. Царь - Хозяин России». Как страдал он, что насаждается культ личности пастыря, что противно Православию и не допускается святыми догматами - создание кумиров, которые требуют абсолютного послушания своему слову, не содержащему Христа, а лишь человеческое страстное желание - властвовать над душой. И как прежде, на Моисеевом седалище воссели книжники и фарисеи... И Спаситель благословляет нас: «все, что они велят вам наблюдать, наблюдайте, только по делам их не поступайте, потому что они сами говорят и не делают, связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и кладут на плечи людям, а сами пальцем не хотят двинуть их... Так любят первые места на пиршествах и в синагогах, - и чтобы им кланялись в народных собраниях, и чтобы звали их «Учитель!». - Вы, - продолжал Господь, обратившись к ученикам, - не следуйте сему примеру: не называйтесь учителями, ибо у вас Один Учитель Христос, а вы все братия. - И отцом себе не называйте никого на земле, ибо у вас Один Отец, Иже на Небесех. Не позволяйте также, подобно им, величать себя начальниками, потому что у вас Один Начальник - Христос. Больший из вас да будет всем слуга. Ибо возвышающий себя унизится, а унижающий возвысится». (Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Иисуса Христа. М.1998. С.163). На Острове постоянно появлялись странные люди, будто бы не от мира сего, несшие, казалось, на себе «всю святость»: их призвание было только «молиться» - а все остальные должны были их кормить. Как пример - люди, сжегшие паспорта и «отказавшиеся от мира». Они спрашивали Батюшку, кто им поможет материально. - «А зачем вы сожгли?» - «Духовник благословил... Паспорт - это все мирское, сатанинское». - «А вы сами-то, не из мира будете?» - призывал к рассудительности Старец, и применял правило святых отцов, напоминая, как Господь смирил даже высокого пустынника: «Рассказывали об авве Иоанне Колове. Сказал он однажды старшему брату: я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу; - и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает: кто ты? Он сказал: я Иоанн, брат твой. Отвечает ему: Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми. Иоанн упрашивал и говорил: это - я. Но тот не отворил ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: ты человек, и тебе нужно опять работать, чтобы пропитать себя. Иоанн поклонился ему и сказал: прости мне». Как плакал Старец, что люди потеряли способность рассуждать, вверив себя младостарцам: «Они дают страшные советы на исповеди, строго наказывают и налагают епитимии, которых сами не несут... Отлучают от Св. Причастия». Помню, как Батюшка снимал епитимию и долго утешал старушку, не приобщавшуюся семь лет по запрету от священника, который, наказав, уехал - и никогда больше не вспоминал о несчастной душе. Одним словом, страдал, что продолжается в Церкви Христовой дело книжников и фарисеев, на которых гневался Сам Господь (Лк.11,46). Батюшка никого не принуждал к подчинению. Он возмущался духом, когда к нему обращались несчастные, которых «благословили» продать квартиры, бросить работу, детей - учебу - и уходить в никуда... Горы, пустыни, подземелья... Нарушив весь уклад жизни малой Церкви - семьи, такие пастыри безответственно ввергали человека в тяжелые искушения. «Миленькие! Как же вы без работы и без угла?! Чем детей будете кормить? Трудящийся да яст - так говорит Слово Божие, а современность учит - кто не работает, тот не ест» - переживал Батюшка. - И слышал в ответ: «А духовник сказал, работать сейчас нельзя, потому что антихрист уже пришел». - «Родные! Так зачем нам все время говорить об антихристе, если мы с вами со Христом... Им живем, и Господа Спасителя нашего ожидаем!» Огорчало Батюшку, что самое главное, заповеданное отцами, осталось непонятым раввинствующими правоведами в Церкви - дух Евангельской Милости и Любви. Его изумляло безсердечие некоторых священников, безжалостных к доверившимся им людям: «Господи! Что же они делают?! Как будто все, кроме них, немые и глухие, а проповедуют-то отсебятину!» Старец всегда внушал Евангельское: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти, да долголетен будеши на земли... За почтение родителей Господь прибавляет веку» - а к нему обращались искалеченные духовно дети, которым жестоковыйные «отцы» предлагали себя вместо родителей: «Я тебе и отец, и мать... Ты все должен спрашивать у меня». - «Нам духовник не разрешил общаться с родителями, потому что они в Храм не ходят, не веруют». - «Нет! Мои драгоценные! Родители для нас святыня, они властны над детьми, мы должны молиться за них Господу, помогать, навещать... Потерпите их, не обижайте, жалейте, и Господь вас наградит и за ваши молитвы и их помилует». Отличалось отношение святого Старца и к образованию: он с радостию благословлял всех учиться, особенно на педагогов и врачей - «Это евангельский труд - говорил он. - Чем больше среди них будет верующих, тем спасительнее для всех». А сейчас духовники нередко заставляют вовсе ничему не обучать ребенка - «только молитвы, и этого хватит»... Да, но Василий Великий и Иоанн Златоуст - были великими учителями Церкви, и сами обучались у эллинов... Необходимо не только образование духа, которое дает Церковь, но и образование ума. Картина определенная: верующие должны превратиться в полных невежд, рабов безродных и без образования, жилья, без тепла и любви близких сердец... Православные должны уйти из духовной жизни общества и предоставить все на растерзание иноверцам: образование, культуру, искусство, медицину, оборону... А главное - иноверцы будут «обращать» в христианство непросвещенный мир. Лишать сути Православия - Богом данной свободы души, отучать мыслить и рассуждать, запрещать радоваться жизни, которую нам даровал Господь. Потому ныне так важны заветные слова Старца - «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!». Батюшка противостоял: «Нет! Россия не умирала, она жива и молится! Никуда не надо бежать, это грешно. Любите Церковь, как я ее любил, и не оставляйте врагу на попрание!» Но черные вороны каркают: конец, всему конец, не спастись, все погибните... «Как они путают и стращают человека, - вздыхал Батюшка. - Сами напуганы - и людей мучают». Одно время часто приезжали с «предсказаниями афонских старцев»: «В октябре конец света. Переворот. В Москве - мясорубка, всем бежать из городов и прятаться в лесах. Запасаться оружием и продуктами. Жениться нельзя, срочно постригаться в монашество, рожать детей - грех... Все пойдут в погибель». - Батюшка говорил о таком «старчестве»: «Сами невежды духовные и народ мучают... Грешно!» О. Николай неустанно снимал с обманутых несчастных людей нелепые «благословения»: продать квартиру - купить рояль и учиться церковному пению; нельзя лечиться, иметь протезы, выдрать все коронки - а то душа мытарства не пройдет. - «Господи! - изумлялся Старец. - Да разве душа из металла и коронок состоит?! Чему они учат людей? - Сами едят, пьют, лечатся». А сколько было «послушаний» многодетным семьям: уходить в монастырь с детьми. Всем вместе в один мужско-женско-детский монастырь?! - Батюшка огорчался: «Такие священники могут искривить путь человека, нарушить духовный мир... Перевернуть все с ног на голову и смешать несоединимое». Конечно, после такого «окормления», истинным пастырям приходится бережно врачевать людей, возвращать из прелестного мира в духовную действительность. Все перечисленные примеры свидетельствуют об одном - ереси жидовствующих в церковной ограде. С самого возникновения христианства эта ересь шипит и жалит. Батюшка учил истинной вере и оберегал Русскую Церковь от этой змеи.

«Тело - Храм Господень, Душа - священнослужитель в нем»

Батюшка просил помнить слова Блаженного Иустина: «Для чего мне дано тело? - Чтобы оно было Храмом Господу... А душа? - Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом Храме». «Все, что мы делаем, Господь видит. Если будем постоянно думать о Нем, обращаться простыми словами - Он слышит и помогает. Ему ведь не нужно от нас ничего - только сердце. Надо жить сердцем... Никто из людей не знает, когда будет конец Света, но все знаем, что пойдем в Вечность. Чтобы наследовать Царство Небесное - живите при Свете совести, по Евангелию, и спасетесь». «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир, животных, растительность. Молитесь со слезами за всех - больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться. За цветы, камни, растения. Пташек не обижайте, давайте им милостыньку. Просите Бога, чтобы воздух остался на планете и чистая вода, и неотступно взывайте к Сладчайшему Спасителю мира: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». «Бог слушает молитвы праведных людей. То, что люди не достигают с оружием в руках, праведники достигают молитвой». «Благодать Божия подается нам в Таинствах. Особенно - в Св. Причастии. Соединяйтесь со Христом так часто, как вам позволяет совесть и покаяние. С любовию и верою приступайте ко Господу - и Он попалит все греховное, и будет душа белее снега. Огненно белая... Благодать Причастия - Сила, несокрушимая для тьмы, избавляет от всех напастей. Взывайте к Богородице, просите Ее о Благодати, которая во все века будет изливаться на род человеческий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою... Подаждь и нам, недостойным, росу Благодати Твоея, и яви Милосердие Твое». «Евангельски прощайте всем». «Вы все ищите только духовников... А Евангелие забываете... У нас у всех Один Духовник - Евангелие. Это смысл жизни, наша Живая Вера, Надежда и Любовь... Мне даже обидно бывает, что ищут только человека, а Господа забывают... Это хорошо, если есть разумный, верующий батюшка, к которому можно обратиться, это счастие... Но если Господь не послал - разве невозможно спастись?! Батюшек строго не судите, кто какой... Главное, чтобы он был верующий, Богобоязненный, Евангелие проповедовал». «Жить нужно не только для себя... Старайтесь тихонечко молиться за всех... Никого не отталкивайте и не унижайте. Господь никого не обидел... И если вас унижают, помните, как распинали Спасителя и Царя мученика Николая... И сейчас Они страдают за человека и распинаются на Кресте!» «Наша жизнь благословенная... Дар Божий... Мы имеем в себе сокровище - душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники - наследуем Жизнь Вечную со Христом. Радость, несказанная радость... Нас ждут Ангелы и Святые. Господь-Отец и Царица Небесная... Какие мы счастливые, что Правы и Славные - Православные!»

Схимонахиня НИКОЛАЯ