Международное православное движение
За святую Русь

НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ

По книге схимонахини Николаи «Царственная Птица взывает к Богу», Москва, 2009 г.

Часть четвертая

Батюшка любил повторять: «Где просто- там Ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного! Царь не мудрил… Святая простота сияла в нем и во всех Его делах…. Помоги, Господи! Всегда надо держать простоту!» Отец Николай также любил молиться на кладбище об усопших: «Души усопших увидали меня и низко покланились, когда я заходил». Он часто плакал на Проскомидии, вынимая частички за упокоившихся. Видел их стоящими кругом Жертвенника в Алтаре. Когда проходил по кладбищу, они также ему кланялись возле своих могилок – и можно было заметить, как он тихо кланялся им в ответ и благословлял: «Я любил бывать на кладбище с раннего детства – говорил. – Там думал о будущем Суде Божием…» Батюшка сказал: «Я всегда просил помнить всех об исходе из этого мира. Помните мое сказание: Все исчезнет в этом мире, Как трава и цвет в полях, Нищий в рубе, Царь в Порфире – Обратятся оба в прах. Вы простите, вы простите, Род и ближний человек, Меня, грешного, помяните, Отхожу от вас – на век… «Велик голод нашей души, - писал преподобный Иустин (Попович), - он проникает намного глубже, нежели это могут предполагать наши интеллигенты… И никто этот голод, кроме Господа Иисуса Христа и Его святых угодников, не может утолить!» Истинное Православие – именно в святости, в стяжании Духа Святого. В этом – цель человеческой жизни. Так об этом говорил Батюшка Серафим Саровский. По словам Батюшки Николая, преподобный Серафим являлся ему и они разговаривали о Руси. Глубоко заблуждаются полагающие, что все кончено. «Иногда нам кажется, что все кончено, нет спасения человеку на земле. Все погибло – и нет Святой Руси, - говорил. – Нет! Русь не умирала, а спряталась тихонечко до времени, сокрылась! Русь-схимница всех вымолит».

Батюшка Николай видел на Небесах войну, которую непрестанно ведут Ангельские Силы Небесные с мрачными духами тьмы… И свидетельствовал, что страшная брань идет за нашу родную землю, и Господь Вседержитель вручил Небесное Воинство Преподобному Серафиму и Мученику Царю-Искупителю Николаю. Потому он неустанно повторял: «Молитесь Царю, чтобы не было войны. Он – Хозяин Земли и Церкви Русской». Показывая своей келейнице схимонахине Николае погребальные одежды и объясняя ей, как нужно будет облачать и погребать его в случае его кончины, отец Николай говорил: «Не бойся! Это все Божие, святое… Смерти ведь нет… Мы только все уснем – а когда проснемся, Там – Милость Неизреченная, цветы благоуханные, лилии небесные… Тишина и покой… И не будет уже никаких скорбей и мучений, все временное здесь на земле быстро проходит, здесь и останется, а Туда пойдут только наши дела… Надо собирать в свой «успенский узелок» - Добро и Милостыньку, тогда спасемся, и враг нас не задержит… А мамушка моя вас пирогами угостит». Как молился Старец, почти никто не знал. Но о том, как он общался со страждущими богомольцами и помогал им словом, свидетельствуют многие и многие. Батюшка говорил просто, но умел согревать сердца. Даже при краткой встрече с ним в душе у людей воцарялись мир и покой. Так действовали на окружающих его детские чистота и простота. Несколько слов Старца для многих определяли ориентиры будущей жизни. Он был настоящим исповедником Христовым. Про невидимую брань Батюшка Николай говорил так: «Враг вяжет людей по страстям. Он связывает без веревки, делами. Как только найдет уязвимое место в душе – сразу цепляет. Без молитвы, смирения нельзя жить. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного… Пресвятая Богородица, спаси нас». Отец Николай был светочем веры, духовным наставником и величайшим примером в своем пастырском служении. Вечно Слово Божие: «И будут скитаться, ища Слова Господня, и не найдут Его» (Ам. 8, 12). Духовный голод наступает в Церкви, когда не достает учителей, когда изгоняют святых, а вместо них приходят лжепастыри, придающие благопристойный вид беззаконию. Пророк Иеремия плакал: «Множество пастырей испортило Мой виноградник». (Иер. 12, 10). Батюшка Николай сполна испил в своей жизни чашу клеветы, изгнания и оплевания. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в голос взывал на проповеди в Псково-Печерском монастыре: «Время наступает наисмутнейшее, враг раскачивает и старается низложить Церковь, в клир вошло много совсем не церковных людей, и даже неверующих, и они делают свое дело… Начинается страшная подмена духовной

жизни… Эта игра, рождая ложные понятия о духовности, начинает захлестывать мир лжедуховностию». По мнению отца Николая, наше современное монашество переживает упадок, бывает, подает дурной пример людям, и необходима свободная воля монаха, чтобы изменить себя. Нужна помощь опытных в духовной брани старцев: «И здесь не помощники законы и каноны, - говорил Батюшка. – Нужно смирить себя, сломать свою самость, вырвать ее с корнем, победить гордого и немирные мысли. Обучиться простоте… Благочестию… Человеку дарована Богом разумная сила души. И мы должны рассуждать, учиться мыслить и жить духовно…Враг не может совершать над нами насилие, он может только предлагать, а дело человека – отказаться от прилогов. Без участия воли человека духи злобы безсильны». Старец Афиноген Псково-Печерский открыл своим близким: «Господь мне сказал: «Дал Я вам свободу, и каждый себя осудит сам, когда Я приду судить мир; смотря на свои дела, им нечего будет говорить в свое оправдание. Силой Я не тяну; несмотря на их беззакония, Я их кормил, одевал и все давал потребное для существования, но они жили только для себя». Там только и скажешь: «Сам виноват». Наш Батюшка Николай всегда повторял, что главные основания сердца – это смирение и простота. Смиренной простоты, которая есть хождение перед Богом, а не перед людьми, как раз всем сейчас не хватает… Преподобный Лев Оптинский как-то сказал: «Если бы ты был, яко Апостол, простосердечен, если бы ты не скрывал своих человеческих недостатков, не притворял себе особенного благоговения, ходил бы не лицемерствуя, - то это путь ближайший ко спасению и привлекающий Благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души – вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие.». В последнее время земной жизни связь Батюшки с Небесным миром была постоянной… Иногда келейницы не знали, как себя вести и что делать… Батюшка спрашивал: «А где Ефросиниюшка Полоцкая?» - Или вдруг отвечал на вопросы, которые еще не задавали, а потом звонили по телефону, или у калитки кто спрашивал – а Батюшка уже дал ответ. Он общался одновременно со многими людьми. Иногда просто записывали, что он говорит, а потом выяснялось – к кому это относилось. Много говорил притчами. Часто и благоговейно крестился, делая метание до земли. Такие поклоны делают только монахи. Он распинался за всех, умолял Господа спасти всех. Молился за другие страны… Однажды вдруг сказал:

«Американцы – несчастные, сколько их горя ждет, бедненьких!» Батюшка Николай не мог никогда быть «ручным» старцем, «за послушание» исполнявшим сиюминутную греховную человеческую прихоть… Он жил только по Воле Господа… И в этом – корень обиды на него со стороны внешних христиан, пытающихся изменить суть Церкви… Не могли и не хотели понять, что не всегда наша воля совпадает с Волей Божией, и что Старцу – открыт Его Промысл о нас…Они страстно настаивали на своем… А Старец – не принимал этого своеволия… «Какие же они верующие? – спрашивал. – Господа не ведают и не боятся греха». Батюшка имел огромный авторитет в Церкви и среди мыслящих людей. К нему ехала вся Церковь. Он любил Бога и служил Ему… Воистину праведник сей был послан гордому человечеству именно для того, чтобы приблизить нашу жизнь к Богу. Он знал эту дорогу, ибо прошел ее сам. В конце жизни отец Николай уходит в затвор, сказав, что у него остался один путь – молчание и молитва. В этом и было его утешение. Священномученик Иосиф (Петровых) писал: «Есть отдых от трудов, есть отдых и вообще от жизни, от ее скорбей, тяжестей, монотонности, многозаботливости. Отдохни жить, когда чувствуешь, что тяжело жить. Брось все, поживи исключительно молитвой, Богомыслием, Богоугождением, и почувствуешь прилив новых сил – жить и терпеть». Взор святого Старца Николая часто устремлялся куда-то вдаль, он уходил в горний мир – там он среди своих – Святых и Ангелов. Часто говорил о единственном смысле нашей земной жизни – подготовке к Вечности… Блаженной Вечности. О терпении страданий, о незлобии и любви к Богу – а значит, Истине и Правде… Более всего о Милости.