Международное православное движение
За святую Русь

1часть;         3 часть;

"Монастырский священник"

В начале 1990-х годов молодой человек из соседней деревни пришел в обитель святого Стефана с намерением совершить само­убийство, прыгнув вниз с моста, соединяющего вершину скалы с дорогой. Он стоял на мосту, готовясь броситься в пропасть, и в этот момент к нему подошел старенький священник. Он представился духовником обители, и, хотя до того они никогда не встречались, начал говорить с юношей о его жизни, о выпавших на его долю испытаниях, призывая не отчаиваться и уверяя, что Господь помо­жет ему. Молодой человек ощутил в душе покой и радость. Он вернулся домой и начал регулярно ходить на литургию. Прошло несколько недель. Он снова отправился в монастырь, чтобы пого­ворить с тем священником. Сестра, которую он встретил у входа, сказала, что в обители нет постоянно проживающего духовника, есть только священники, которые специально приходят служить литургию. Оказалось, что в тот день, когда юноша стоял на мосту, ни один священник в обитель не приходил. Она расспросила юно­шу о том, как выглядел тот батюшка, и он подробно описал его. По этому описанию сестры сразу узнали в стареньком священнике самого святого Харалампия.

Монастырь Святой Троицы

Монастырь Святой ТроицыМонастырь Святой Троицы расположен на основной дороге, между обителями святого Стефана и Руссану. Он похож на ма­ленький драгоценный камень у вершины длинной каменной лест­ницы. Эта вьющаяся лестница начинается возле тропы, которая ведет в сторону от дороги. Как и во всех других монастырях Мете­оры, трудности восхождения с лихвой вознаграждаются созерцани­ем чудесных видов, открывающихся с вершины. Первое упомина­ние о монастыре Пресвятой Троицы содержится в указе Симеона Уресиса Палеолога от 1362 года, относящемся к "Метеоре и Святой Троице". Согласно более позднему преданию, монастырь Святой Троицы был основан в 1438 году монахом по имени Деметий, но, кроме имени, о нем больше ничего не известно.

Главный храм посвящен Святой Троице. Он был построен в XV веке, как и прочие здания монастыря. В монастырских хрониках говорится, что потребовалось семьдесят лет, чтобы под­нять на вершину материалы, необходимые для строительства. К сожалению, в 1979 году, когда здесь постоянно жили всего не­сколько монахов, древний деревянный иконостас с выполненной вручную резьбой был украден вместе с иконами. Вместо него по­ставили новый иконостас. Второй храм, поменьше, стоит слева от входа. Он посвящен святому Иоанну Предтече. В его основании лежит круг, сверху он увенчан куполом, а само здание храма цели­ком вырублено в скале. На его стенах сохранились древние фрески. Когда-то в этой пещерной часовенке жили отшельники. Зайдя сюда, и сейчас можно ощутить неземное присутствие и почувство­вать особую атмосферу молитвы и воздержания, присущую древ­нему монашеству.

Трапезная в этом крохотном монастыре была недавно расписа­на фресками. Здесь есть даже музей, расположенный на втором эта­же. Позади церкви (на каменистой площадке, на вершине скалы) устроен садик. Землю для сада, как и во все монастыри Метеоры, в течение нескольких лет доставляли наверх при помощи сети и лебедки.

Монастырь святой Варвары — Руссану 
(Св. великомученица Варвара)

Монастырь РуссануПожалуй, наиболее живописно из всех здешних монастырей выглядит обитель Руссану, построенная таким образом, чтобы она смотрелась как естественное продолжение вершины скалы. Глядя с вершины на восток, паломник видит монастыри святого Стефана и Святой Троицы, а повернувшись к западу — монастыри Варлаам и Великая Метеора. Согласно неподтвержденному преданию, в XIII веке здесь располагался другой, более древний монас­тырь. Современные же постройки, относящиеся к XVI веку, были воздвигнуты на развалинах старой церкви двумя братьями из Янины, выходцами из богатой семьи, иеромонахами Иоасафом и Максимом. Эти подвижники поместили отчет о своих тру­дах в завещании от 1545 года, написанном от руки на тонком пергаменте и хранящемся ныне в греческой национальной биб­лиотеке:

...Поскольку нас привлекал святой иноческий образ жизни, сравнимый лишь с жизнью ангелов, мы решили воздвигнуть Божий храм и кельи; все, что необходимо монахам. Настоятелем этого монастыря был митрополит Лариссы Виссарион, экзарх общины Стаги... и по благо­словению этого митрополита и настоятеля Великой Метеоры мы воздвигли святой храм в честь Господа нашего Иисуса Христа, так как прежний храм был покинут и разрушен временем. Мы полностью перестроили его, невзирая ни на тяжкий труд, ни на возникавшие трудности. С Божией по­мощью мы построили кельи для монахов и гостей и мно­гие другие сооружения, существенно улучшив состояние монастыря. Более того, мы обогатили его книгами, священ­ническими и диаконскими облачениями и церковными сосудами. Мы благословили и отдали в пользование мона­стырю свои виноградники, поля, сады, мельницы, скот, ло­шадей и всю прочую собственность, какую имели. Мы со­брали в его стенах множество иноков, рукоположили диаконов и священников, дабы они славили Господа вме­сте с нами. Потом мы установили в монастыре общежи­тельные правила и восприняли традиции Метеоры. У бра­тии теперь все общее: пища, одежда, жилища, и никто ничем не владеет внутри монастыря и за его пределами. Все жи­вут в мире и любви, в таком единомыслии, словно имея одну душу...

Главный храм, посвященный Преображению Господню, распи­сан прекрасными фресками, представляющими критскую иконо­писную школу. Второй небесной покровительницей монастыря все­гда была святая великомученица Варвара, память которой особенно чтут местные христиане. Небольшое трехэтажное строение - зда­ние монастыря - занимает всю поверхность вершины и включает в себя храм, кельи на первом этаже и комнаты для гостей, а также дополнительные кельи и мастерские на верхних этажах.

Жители Трикала, Кастраки и Каламбаки до сих пор почитают Руссану как место, дававшее людям убежище во времена турецких гонений 1757 года и греко-турецкой войны 1897 года, когда мно­гие семьи скрывались от преследований в стенах этого монастыря.

В начале XX века монастырь оказался заброшен, но в 1950 году в Руссану приехала из Кастраки благочестивая монахи­ня по имени Евгения и прожила здесь до 1971 года, до самой своей кончины. После ее смерти монастырь закрыли, так как состояние стен, надстроенных прямо на каменном основании вершины скалы, день ото дня ухудшалось. В 1980-х годах монастырь был восста­новлен силами греческой археологической службы, и сейчас в нем подвизаются десять сестер.

Святая Великомученица Варвара

Монастырь святой Варвары — РуссануВо времена правления римского императора Максимиана Галерия (293—311 гг.) в финикийском городе Гелиополе жил бога­тый греческий язычник по имени Диоскор, вдовец благородного происхождения. У него была единственная дочь Варвара, кото­рую горячо любил и ревниво оберегал. Поскольку ему приходи­лось часто и надолго уезжать из дома, он построил башню, больше похожую на неприступную крепость, и поселил в ней дочь вместе с воспитательницей и слугами. Взрослея, Варвара часами смотрела из окна башни на открывавшийся перед ее взором простор полей, садов и виноградников и на далекие, подернутые дымкой горы и долины, размышляя о том, как могло возникнуть все это исполнен­ное величия великолепие.

Служанка говорила ей: "Мир создали боги, которые стоят у нас во дворце и которым поклоняется твой отец: золотые, серебря­ные и деревянные идолы". Но Варвара сомневалась в этом, рассуждая так: "Ведь эти боги сами являются творением рук человеческих. Золотые и серебряные идолы сделал золотых дел мастер, каменные — скульптор по камню, деревянные — резчик по дере­ву. Как же могли создать весь мир эти безжизненные фигуры, не умеющие даже ходить и шевелить руками?"

Со временем ее острый, жаждущий истины ум раскрыл очи сердца для созерцания действий божественной благодати, и у нее возникло предпо­ложение: "Должен быть Единый Бог, Коего не сумела бы создать ни одна человеческая рука. Он имеет бытие, независимое ни от какой твари, и именно Его рукой сотворено все. Должно быть, именно Он раскинул над землей небеса и определил вес и меру нашей Земле. Именно Он дает свет Вселенной, заставляя сиять солнце, луну и звезды; украшает землю деревьями и цветами, орошает ее потоками рек и искристых ручьев. Бог, хранящий и питающий все живое, по самой природе столь совершенного порядка, созданного Им, должен быть Един".

Живя в своей одинокой башне, девушка не приучилась желать богатых одежд и украшений, которые так легко мог бы дать ей отец. Вместо этого она все больше и больше погружалась в созерцание, размышления о тайнах творения и своем месте в нем. Когда пришло время выдавать девушку замуж, к ней начало свататься множество богатых женихов благородного происхождения, так как все были наслышаны о ее красоте и богатствах ее отца. Диоскор неоднократно являлся к ней, чтобы сообщить об очередном предло­жении руки и сердца, но Варвара всем отказывала. В конце кон­цов она сказала отцу, что если он не оставит попытки выдать ее замуж, то потеряет единственного ребенка, поскольку она убьет себя.

Диоскор пришел в ужас от этой угрозы и не решился больше настаивать. Он рассудил, что если позволит ей свободно общаться с девушками ее возраста, она, возможно, начнет думать о замужестве и стремиться к нему. Диоскор собирался надолго уехать из Гелиополя и предоставил Варваре на время своего отъезда полную сво­боду, надеясь, что после его возвращения она будет более сговорчи­вой. Варвара и впрямь вскоре завела друзей, однако не таких, о каких думал отец. Ее новыми подругами оказались девушки-хрис­тианки. Они рассказали Варваре о Христе и о том, что Он — Бого­человек, Который является Одним из Святой Троицы по Божест­венной ипостаси и одновременно имеет человеческую природу, о Его сверхъестественном воплощении, земной жизни, учении, добро­вольном страдании и воскресении и о нескончаемом небесном бла­женстве, ожидающем тех, кто исполняет Его волю. Тем временем в Гелиополь пришел христианский священник, переодетый купцом, и Варвара, узнав об этом от своих новых подруг, послала за ним, умоляя придти и научить ее основам веры. Он явился и говорил с ней о том, что так долго было предметом ее размышлений, после чего крестил ее и вернулся домой.

Отец Варвары, уезжая, велел своему управляющему проследить за строительством купальни в саду над прудом. Планировалось сде­лать в купальне два окна, но пока Диоскор был в отъезде, Варвара приказала работникам добавить третье, чтобы эти три окна симво­лизировали Святую Троицу. Возвратившись домой, отец сразу уз­нал о причине появления третьего окна и об обращении дочери в Христианство. Непочтительное отношение Варвары к римским бо­гам привело его в ярость, и он велел ей отречься от Христианской веры. Она отказалась. Он выхватил копье с намерением убить ее. Варвара убежала, пытаясь спастись, но отец, преследуя ее, загнал ее в угол у выступа какой-то скалы. Варвара взмолилась Господу о помощи. В то же мгновение скала раскололась надвое, и девушка вбежала в образовавшуюся расщелину, после чего скала закрылась за ней, оставив ей проход, по которому она выбралась наружу. Вар­вара спряталась в пещере на склоне холма.

Однако ее выдал какой-то пастух. Отец приволок Варвару до­мой и запер в темнице без пищи и воды. Потом он привел ее к римскому правителю по имени Мартиан, чтобы тот судил ее за то, что она не почитает римских богов. Сначала правитель попытался уговорить девушку добровольно отречься от Христа, но когда стало ясно, что из этого ничего не выйдет, он отдал ее в руки солдат для истязаний. Ее раздели, привязали и били кожаными плетьми до тех пор, пока вся земля вокруг нее не пропиталась кровью. Потом мучители начали скрести ее свежие раны власяницей и острыми глиняными черепками. После этого Варвару бросили в темницу, где она должна была умереть от ран. Девушка молилась Господу об облегчении страданий, и в ту ночь Он явился ей. Он сказал, что ей надо набраться мужества, потому что Он уже уготовал ей на небе­сах вечную награду. Варвара исполнилась Божественной благодати и обнаружила, что исцелилась от всех ран.

Наутро Варвару вывели из темницы и снова привели к прави­телю, который тут же приписал ее исцеление силе римских богов. Она же твердо отрицала реальность их существования, открыто заявляя, что ее исцелил Сам Господь Иисус Христос. Тогда мучите­ли продолжили пытки. Тело страдалицы скребли железными крю­чьями, жгли горящими свечами и ударяли по нему тяжелыми молотами. При виде таких ужасных страданий одна женщина из толпы, имя которой было Иулиания, возвысила голос в ее защиту, обличая жестокость правителя и понося римских богов. Мартиан спросил ее, какой она веры, и Иулиания ответила: "Я христианка". Ее тотчас связали и подвергли мучениям вместе с Варварой. Обеим мучени­цам отсекли грудь и водили обнаженными по улицам до тех пор, пока император не приказал обезглавить их.

Иулиании отрубил голову один из воинов, а Варваре — собствен­ный отец, целиком находившийся во власти сатанинской ярости. Перед смертью Варвара умоляла Небесного Владыку: "Даруй благодать Твою всякому, кто помнит меня и мои страдания. Сохрани его от внезапной болезни и нежданной смерти, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь, но еще и творение Твоих пречистых рук". Пос­ле того, как она закончила молиться, с неба раздался голос, звавший Варвару и Иулианию в небесные обители, где им уготована награда за все земные страдания. Они предали дух Богу сразу после ударов мечей. Один благочестивый христианин по имени Галентиан взял тела мучениц и с почестями предал их погребению. Над их могилами он построил храм, и христиане приходили сюда поклониться их мощам. Здесь произошло множество случаев чудесных исцелений.

И отец Варвары, проявивший неестественную жестокость, и свирепый пра­витель понесли наказание за свой бесчеловечный поступок — их обоих убило молниями: Диоскора — сразу же после того, как он казнил дочь, на склоне горы, на пути с места казни, а правителя — вскоре после того, в собственном доме. Купальня, в которой святая великомученица Варвара впервые объявила, что является христи­анкой, стала местом паломничества и исцелений. О благодати, почи­вающей на этом месте, свидетельствовал Симеон Метафраст, пер­вый составитель жития святой Варвары и Отец Церкви VIII века - преподобный Иоанн Дамаскин. Преподобный Иоанн по про­шествии почти пятисот лет после мученической кончины святой Варвары повествовал: "Купальня существует до сих пор, исцеляя всякий недуг у христолюбивых людей, а потому не погрешим про­тив истины, сравнив ее с Иорданом, Силоамской купелью и Овчей купелью Вифезда, ибо у купальни святой Варвары совершается множество чудес".

Монастырь Варлаам (Препп. Феофан и Нектарий)

Монастырь ВарлаамДальше вдоль главной дороги, между Руссану и Великой Метеорой, расположен монастырь Варлаам. По преданию, первым на­сельником этой огромной скалы был монах Варлаам, современник преподобного Афанасия. По имени этого монаха монастырь потом и получил свое название. Храм, посвященный Всем Святым, воз­двигли основатели монастыря, которыми, как и в Руссану, были два брата-иеромонаха, преподобные Феофан и Нектарий Аспарас. Они происходили из состоятельной и благородной византийской семьи. Их отец, мать и все три сестры также приняли монашество.

В 1495 году юные братья Аспарас были пострижены своим духовным отцом по имени Савва, с которым они жили вместе на острове Ниси на озере Янина, в области, называемой Гунас, издрев­ле служившей пристанищем для отшельников. В 1505 году, после кончины отца Саввы, они отправились на Святую Гору Афон в монастырь Дионисиат, а на следующий год вернулись в Гунас. Там построили небольшой монастырь в честь святого Иоанна Предте­чи, на том месте, где стояла келья их духовного отца. Однако в 1510 году, вследствие политических и церковных интриг со стороны властей, они вынуждены были покинуть свой монастырь и искать прибежища в Метеоре. Наконец, в 1517 году они окончательно обосновались на вершине Варлаам. В их автобиографии, которая хранится в Варлаамской библиотеке, сказано:

Тот факт, что мы какое-то время жили в построенном нами монастыре святого Иоанна Крестителя, не мог не раздражать диавола, для коего невыносимо было видеть, как мы пребываем в мире и согласии с волей Божией... После многих испытаний мы покинули свой дом и при­шли в Святой Храм Метеоры, ища мира и уединения. Отцы отдали нам вершину святого Иоанна Предтечи, и мы про­жили там семь лет, но потом решили спуститься вниз и поселиться где-нибудь в другом месте, так как места на вершине скалы было очень мало, и из-за ветров, пронизы­вавших нас насквозь, мы постоянно болели... так что отцы не разрешили нам долее там оставаться. Так мы нашли прекрасное, просторное место на вершине, которая нам очень понравилась. Она называлась Варлаам, в честь монаха, жившего здесь в прошлом. Долгое время здесь ник­то не жил, поэтому в 1517 году мы начали строить свой монастырь на руинах старого, от ко­торого оставались лишь следы фундамента и часть алтаря. Среди местных иноков и мирян не было ни одного, кто помнил бы, что здесь кто-либо когда-либо жил. Изрядно по­трудившись вдвоем, мы с Божией помощью восста­новили храм Трех Святителей. Потом, по благодати и благословению Божию, стали приходить и другие иноки, и когда число братии достигло тридцати человек, мы реши­ли воздвигнуть для нужд растущего братства еще одну церковь, больших размеров. Все иноки много и с охотой трудились вместе с нами, и мы построили этот большой храм, посвященный Всем Святым. Он был возведен в 1541 году всего за двадцать дней.

В своем завещании братья добавляют:

...Мы хотели сделать его лучше, больше и красивее, но не решились, боясь завоевателей. В то время  ходили слу­хи, что султан приказал разрушить все христианские хра­мы. По этой причине мы и не стали строить наш храм так, как нам хотелось, а лишь воздвигли не очень большую церковь для служб. Мы служили в этом храме довольно долго, а потом Господь помог нам построить еще один, с прекрасным крестчатым сводом и двумя куполами. Мы это сделали за свой счет и вложили в строительство огромный труд и усилия. Всемогущий Господь помог нам выстроить и кельи для иноков, и другие сооружения для улучшения условий жизни в монастыре. Кроме того, мы, во славу Божию, приобрели для монастыря святые со­суды, книги и облачения.
Помимо этого, мы отдали монастырю свою собствен­ность: земли, поля, виноградники, сады, мельницы, оливко­вые рощи... и сделали наш монастырь общежительным. Мы стремились, чтобы иноки сохраняли чистоту сердца, ис­кренность в отношениях, и порядок во всем...

По воспоминаниям иеромонаха Кассиана, бывшего когда-то на­стоятелем афонского монастыря Симонопетр, внутренняя отделка храма была завершена три года спустя:

В 1544 году, в девятом часу в субботу 17 дня месяца мая было закончено строительство честного и великолеп­ного храма на священной скале Варлаам. Строительство было предпринято святейшими и преподобнейшими отца­ми, родными братьями Нектарием и Феофаном за свой собственный счет. К тому времени блаженный Феофан был уже десять месяцев как болен, и болезнь так истощила его силы, что он находился при смерти. Но ему очень хотелось увидеть новый храм, и он охотно и с радостью встал с постели. Несмотря на болезнь, пошел к храму, опираясь на посох, чтобы присутствовать при завершении строительства. Потом воздел руки горе, славя Бога и Всех Святых, коим он посвятил этот храм, благословил и помолился за всю братию, строителей, каменщиков и резчиков по дереву. После этого вернулся в свою келью, перекрестился и лег, обратив лицо на Восток...

Отец Феофан отошел ко Господу через несколько месяцев по­сле того, как увидел плодотворное завершение трудов своей жизни. Его брат, иеромонах Нектарий, умер шестью годами позже.

Рядом с храмом Всех Святых стоят еще две церкви: в честь Трех Святителей и в честь святого Иоанна Крестителя. Все они расписаны великолепными фресками. В большом храме среди множества фресок есть одна весьма необычная и интересная. На ней изображен святой Сисой, стоящий на коленях и скорбно смотря­щий в открытый гроб Александра Македонского, в котором лежит скелет "завоевателя мира". Надпись над изображением гласит: "Все, что дано человеку и что не существует для него после смерти, бесполезно. Богатство не вечно, слава не следует за человеком в вечность. Когда приходит смерть, все это исчезает".

Иноки монастыря Варлаам являются также хранителями собра­ния рукописей (всего около трехста томов), многие из которых украшены и снабжены иллюстрациями, а также прекрасного музея древних церковных предметов. Музей разместился в бывшей тра­пезной. Здесь выставлены небольшие иконы, церковные облачения, резные распятия и священные сосуды. Особую ценность представ­ляет рукописный экземпляр Евангелия, выполненный на перга­менте. Он принадлежал византийскому императору Константину Багрянородному (912—959), и на нем сохранилась подпись вла­дельца.

Монастырь Великая Метеора (Препп. Афанасий и Иоасаф Метеорские)

Монастырь Великая МетеораВеликая Метеора по традиции исполняет функцию управления всеми здешними монастырями. Название "Метеора" (что буквально означает "между небом и землей") получила от основа­теля монастыря, преподобного Афанасия, который пришел сюда примерно в 1340 году.

Преподобный Афанасий родился в 1302 году в знатной семье в Ипатии, в средневековом городе Неа Патра и был крещен с именем Андроник. Он был блестяще образован, чему во многом обязан своим выдающимся интеллектуальным способностям. После без­временной кончины родителей и захвата его родного города ката­лонцами в 1318 году Андроник отправился со своим дядей в Салоники, а потом на Афон, где они надеялись принять монашество. Но Андроник был слишком молод, поэтому ему, согласно афонской традиции, пока нельзя было остаться на Святой Горе. В течение следующих четырнадцати лет он путешествовал по восточной Гре­ции и Криту, знакомясь с христианскими подвижниками, среди которых были такие светила как Григорий Синайский и Даниил Молчальник. Он прилежно изучал опыт тех, кто хорошо раз­бирался в тонкостях подвижнической жизни. В возрасте тридцати лет вернулся на Святую Гору и был принят послушником двумя монахами-пустынниками — Григорием и Моисеем. Вскоре его по­стригли с именем Афанасий.

Однако его пребывание на Святой Горе оказалось недолгим. Грабительские набеги турок и политические интриги вынудили Афанасия и его духовного отца Григория покинуть Афон. Какое-то время они жили в Салониках, а потом, по совету сербского епископа Иакова, отправились в Фессалийский скит Стаги, который впослед­ствии стал известен всему миру под названием Метеора. Они обосно­вались на вершине скалы Стилос. Спустя некоторое время Афана­сий, по благословению своего духовного отца, перебрался в пещеру пониже и посвятил всего себя уединенной молитве. Григорий же прожил на вершине Стилос более десяти лет. Его называли "Стилит".

Прп. Афанасий из Великой Метеоры

В 1340 году Афанасий, ис­кавший еще большего уедине­ния, снова перешел на новое место: на этот раз на величе­ственную, просторную вершину Платилитос. В древней рукопи­си Патриарха Константинополь­ского Метрофиса III, датируемой 1580 годом, говорится:

Движимый Божествен­ной любовью, святой инок Афанасий полетел на кры­льях Святого Духа к этой солнечной вершине над Стаги, называемой Метеорой — самой высокой из всех. Там он нашел святое место, истинный райский сад, в котором вместо плодоносных деревьев возрастали подвижники, но­сившие в себе Божественные плоды Святого Духа.

Афанасий жил здесь в пещере рядом с вершиной. Однако Афанасию не удалось долго скрывать свою подвижническую жизнь и богатый духовный опыт, и вокруг него начали собираться ученики. Уступив их мольбам, Преподоб­ный отказался от уединенной жизни и основал первую общежительную монашескую общину Стаги. Храм, в котором они служили, посвящен Божией Матери Метеорской. Потом братия построила еще один храм, освятив его в честь Преображения Господня, и постепенно так стал называться весь монастырь. Преподобного Афанасия считают выдающимся духовным руководителем и отцом Метеоры. Он не был священником и до конца дней (он умер в 1382 году после непродолжительной болезни) так и остался про­стым монахом. Его подвижническая жизнь на вершине Метеоры, продолжавшаяся сорок лет, была впоследствии воспета в стихах: «Эту твердую и неприступную скалу, Отче, Ты превратил в дорогу — путь к Камню, что во главе угла». Паломники, поднимаясь сегодня по ступеням Великой Метеоры, видят его уединенную келью-часовенку.

Преемником отца Афанасия, почитающегося наравне с ним как сооснователь монастыря, был его духовный сын, монах Иоасаф. Он сменил отца Афанасия после его смерти вследствие "единодушного желания всех отцов и братий". Иоасаф хорошо подхо­дил для исполнения возложенных на него обязанностей. По проис­хождению он был царского рода — Иоанн Уресис Ангелос Комнин Палеолог, сын Симеона, сербско-греческого царя Фессалии и Эпи­ра. Его мать происходила из династии правителей Эпира, отец был потомком Византийских Императоров, а брат - сербским прави­телем (Душан Властитель). В возрасте десяти лет сам он был офи­циально признан соправителем своего отца. В 1371 году, после смерти отца, юный принц остался один на троне, однако его правление продлилось недолго. В 1372 году, в возрасте двадцати двух лет, он отрекся от престола, сменив царскую багряницу на монашеское одеяние и приняв имя Иоасаф. После смерти преподобного Афана­сия полностью принял на себя руководство братством Великой Метеоры. С тех пор он только один раз надолго покидал монас­тырь, когда в 1393 году Фессалию захватили турки, что для бывше­го Царя, в случае его обнаружения, было равносильно смертному приговору. Ему пришлось уехать из Метеоры и отправиться на Святую Гору в Ватопедский монастырь. Там он прожил два года.

Согласно монастырским хроникам, Иоасаф расширил и пере­строил храм, возведенный преподобным Афанасием. Эта новая цер­ковь стала впоследствии алтарем того храма, что стоит на этом месте в наши дни.
Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на XVI столетие и начался после посещения Патриарха Константи­нопольского Иеремии I, предоставившего Великой Метеоре приви­легии и автономию по образцу афонской Лавры. Примерно в это же время Великая Метеора и ее настоятель получили негласную духовную власть над остальными монастырями Метеоры. Тогда же был построен и расписан нынешний католикон (главный храм, собор), большая трапезная и кухня, лазарет и дом для престарелых монахов. В последующие века к монас­тырскому комплексу добавились два не­больших храма — святого Иоанна Пред­течи и святых Константина и Елены. В бывшей трапезной теперь разместился прекрасный музей со множеством древ­них икон и церковных сокровищ. Мона­стырская кухня, лебедка и сеть для подъе­ма людей на вершину остались в том же виде, что и в прежние века. Паломник может также посетить усыпальницу, в которой покоятся кости почивших на­сельников монастыря.
В Национальной библиотеке в Афи­нах хранится Евангелие в серебряной об­ложке, принадлежавшее преподобному Иоасафу. Оно написано на пергаменте, а внутри на обложке имеется подпись самого пре­подобного Иоасафа.Дальнейшая судьба монастыря была нелегкой. В 1609 году его разграбили и подожгли турки. Еше через несколько лет, в Великую Пятницу 1616 года, паша Янины по имени Арлан-бей явился сюда со своей свитой, делая вид, что хочет посмотреть монастырь. Как только монахи подняли их при помощи лебедки наверх, паша и его люди открыли огонь и убили нескольких монахов, после чего начали разграблять монастырь. Завершилась эта серия катастроф пожаром 1633 года.

В 1809 году был до смерти замучен известный священник папа Тимиос Влахавас, вдохновитель восстания против Али Паши, ту­рецкого правителя Янины. Настоятеля Великой Метеоры отца Пар- фения (Орфидеса) паша силой доставил в Янину и держал в за­стенках в наказание за предполагаемую помощь Метеоры повстанческому движению. Британский полковник по фамилии Лик, посетивший Великую Метеору в 1810 году, сообщал, что настоятель с двумя своими людьми и иноками из других монасты­рей все еще находятся в тюрьме, ожидая выкупа. Их посадили за то, что они давали восставшим пищу. Паша не ограничился этим наказанием. Турецко-албанские пуш­ки стерли с лица земли монастырь святого Димитрия, нанесли ог­ромный урон другим монастырям Метеоры, стоящим на более низ­ких скалах. Отец Хризантос из Трикалы, бывший свидетелем этих событий, пишет: "Паша схватил папу Тимиоса Влахаваса и отослал его к визирю, а тот изрубил его на куски. Когда война окончилась, визирь закрыл все монастыри Метеоры, а настоятеля отвез в Яни­ну, где он пребывает и по сей день". Сын Али Паши, Вели Паша, ставший правителем Фессалии в 1812 году, наложил огромные штра­фы на те деревни, которые, как он подозревал, укрывали повстан­цев. Во времена его правления в какой-то период в Метеоре жили беженцы, более пятисот бездомных христианских женщин и детей.

В XIX и начале XX века количество братии постоянно росло. Меньше всего иноков там было после II Мировой войны, когда местные жители отреставрировали Великую Метеору и превратили ее в гостиницу для туристов. К счастью, в наши дни здесь снова расцветает монашеская жизнь. Братия, вдохновленная любовью к своему монастырю и его святым, старается хранить верность монашеским традициям. Здешние иноки служат исповед­никами и миссионерами для десятков тысяч паломников и турис­тов, ежегодно посещающих Метеору.Почившие святые Метеоры не оставляют современных иноков своими молитвами и утешением, зная, на какие жертвы им прихо­дится идти ради поддержания монашеских традиций Великой Метеоры. Даже в наши дни монахи рассказывают о случаях чудесной помощи по молитвам преподобных Афанасия и Иоасафа.