Международное православное движение
За святую Русь

 

Метеора была бы необычным явлением даже без своих монастырей, извест­ных на весь мир тем, что стоят на вершинах вели­колепных нерукотворных каменных "башен", как бы вырастающих из земли на Фессалийской равнине и устремленных в небо. Геологи считают, что эти "башни" образовались тысячи лет назад в процессе посте­пенного обмельчания огромного озера, покрывав­шего некогда все окрест­ные земли. Самая высокая "башня" поднимается на 415 метров над городком Каламбака и называется Платилитос. На ней стоит монастырь Великая Ме­теора. Окружающие ее "башни" также выглядят весьма внушительно. 
На­звание Метеора (букваль­ное значение — "висящая между небом и землей") в наши дни относится ко всему комплексу огромных каменных столбов, а вначале это было лишь название монастыря на "башне" Платилитос, данное ему его основателем преподобным Афанасием.

Неизвестно, когда здесь впервые поселились монашествующие. К XI веку, согласно древним источникам, в пещерах и кельях нижних этажей "каменного леса" уже жило множество отшельников. Сначала они забирались на отвесные скалы, просовы­вая ступни в щели, а потом соорудили примитивные леса, положив доски поверх деревянных клиньев, вбитых в трещины в скале. Подъ­ем на такую огромную высоту облегчали веревки, свисавшие из пещер и с каменных выступов. Отшельники построили себе здесь жилища, прилепив их к скалам, как орлиные гнезда, не только из свойственной монахам любви к уединению. На греческие земли периодически совершали набеги пираты-сарацины, и недосягаемые высоты Метеоры давали безопасный приют тем, кому пришлось покинуть доступные для сарацинов прибрежные области.

К началу XII века Метеора уже вела организованную жизнь. По воскресным и праздничным дням иноки спускались из своих пещер для совместного участия в Таинствах и Богослужени­ях в храме в Дупиани, который они называли между собой Кирьяко (от греческого слова Киръяки — воскресенье). Эта каменная церковь, посвященная Пресвятой Богородице, до сих пор стоит у дороги в Кастраки под монастырем святителя Николая. Монахов становилось все больше; и община стала известна как Скит Дупи­ани или Стаги, — название, которое, возможно, образовалось от сли­яния слов any агиос (место святых), сокращенных в процессе час­того использования до стагус.

В начале XIV века молодой монах по имени Афана­сий, спасшись бегством после разграбления каталонскими наемни­ками Горы Афон, основал на вершине Платилитос первый обще­жительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. К концу XIV века здесь было уже двадцать два монасты­ря, образовавших "Литополис (Скальный Город) Стаги". Большин­ство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в XV-XVI веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Сначала здешними мо­настырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Преображения (Великая Метеора). В дальнейшем турецкая оккупа­ция и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время II Мировой войны италь­янские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монас­тыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со сторо­ны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне.

В наши дни из двадцати двух монастырей действуют только шесть: святителя Николая, Великая Метеора, Варлаам, Руссану, Святой Тро­ицы и святого первомученика Стефана. Два из них, святого Стефа­на и Руссану — женские. Это не так уж неожиданно, как может показаться, принимая во внимание факт, описанный шведским пу­тешественником Ионасом Бёрнсталем, посетившим монастырь свя­того Стефана в 1779 году: "вначале это была обитель для женщин, любящих уединение, потом она оказалась заброшенной, и в конце концов здесь поселились монахи".

В течение многих столетий до монастырей Метеоры можно было добраться лишь посредством целой системы веревочных и при­ставных лестниц. Однако у человека, пользовавшегося этими лест­ницами, возникало столь сильное головокружение, что со временем монахи стали подниматься наверх в больших сетях, сначала пред­назначавшихся только для подъема вещей и продовольствия. Бра­тию и посетителей монахи тянули наверх вдоль отвесной стены при помощи деревянной лебедки. Такой подъем занимал более по­лучаса. Это своеобразное восхождение даже было воспето древним монахом-гимнографом, писавшим: «Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо».

В 1920-х годах в скалах "каменного леса" были выбиты сту­пеньки и дорога, так что в наши дни паломники имеют возмож­ность подниматься по каменным ступеням, сохраняя относитель­ный душевный покой, что, однако, лишает их хорошего стимула к горячей молитве. Лебедки используются до сих пор для доставки продовольствия и стройматериалов, а также иногда для подъема благочестивых гостей из числа монашествующих.

К несчастью для иноков и инокинь, Метеора привлекает не толь­ко православных паломников, но и толпы обычных туристов. Однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя "миссионерами". Один из иноков Великой Метеоры сказал: "Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, но если мы уйдем отсюда, местные жители устроят в монастыре гости­ницу, как уже было после II Мировой войны, или Министерство культуры превратит его в нелепый аттракцион для туристов. Тогда наши святые будут преданы забвению, и люди уже не будут покло­няться здесь Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение. Мы должны сделать все, что в наших силах".

Монастырь святого первомученика Стефана
(Св. первомученик Стефан и великомученик Харалампий)

Монастырь святого первомученика СтефанаМонастырь святого первомученика Стефана, наиболее светлый и просторный из всех, с 1961 года является женской обителью, в которой сейчас подвизаются около сорока монахинь. Ранняя его история почти неизвестна. На скале возле входа высечено имя ИЕРЕМИЯ, а рядом - дата в старом летоисчислении, приблизитель­но соответствующая 1191—1192 годам. Предполагают, что это имя принадлежит первому отшельнику, жившему здесь в пещере на вершине скалы. Основателями монастыря считаются архимандрит Антоний (XV век) и ныне канонизированный настоятель Филофей из местечка Склатэна в районе Трикала. Антоний построил первый каменный храм в честь святого Стефана, а святой Филофей отреставрировал уже существующий храм, выстроил для братии кельи и основал общежительную общину. Настоятель Фи­лофей жил в XVI веке. По свиде­тельству шведского путешественника Ионаса Бёрнсталя монас­тырь святого Стефана, возможно, когда-то был женской обителью.

В 1798 году была построена большая церковь в честь святого первомученика Стефана, главу которого подарил монастырю родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав. Монастырь был тесно связан с правящими домами Румынии, которые с XIV по XVI века щед­ро благотворили ему. Во времена турецкого ига монастырь свято­го Стефана был известен своей просветительской деятельностью. На средства обители построили государственную школу в Каламбаке и финансировали школу в соседней Трикале. И даже еще в 1970 году у сестер была маленькая школа для сирот. О научных интересах сестер свидетельствует прекрасная, хорошо организованная библиотека. Одна из последних публикаций монастыря святого Стефана — подробный рассказ о жизни и чудесах святого Харалампия. В помещении трапезной, построенной в 1857 году, в наши дни располагается музей, в котором хранятся искусно украшенные рукописи, иконы поствизантийс­ких времен, шитые золотом облачения и плащаницы, деревянная церковная утварь, украшенная великолепной резьбой и изделия­ми из серебра.

Сестры (которые, кстати, охотно показывают посетите­лям свой монастырь), тепло и благоговейно почитают его не­бесных покровителей — святого Стефана и святого Харалампия. У них накопилось множество историй о древних и современных чудесах этих святых. В монастыре хранятся частицы их мощей (глава святого Стефана и косточка от запястья святого Харалампия).

Святой первомученик Стефан

Святой первомученик СтефанПервый мученик за Христа был учеником Господа и одним из семи диаконов, поставленных святыми апостолами на служение бедным. Святого Стефана как начальника над всеми семью диаконами иногда называют архидиаконом. Согласно преданию, он при­ходился дальним родственником апостолу Павлу. Он был одним из тех образованных евреев, которые испытали на себе сильное влия­ние эллинской культуры. С состраданием относясь к старикам и бедным, Стефан прекрасно справлялся с обязанностями диакона. Его проповедь привлекала множество прозелитов, равно как и со­братьев из числа евреев, расходившихся во взглядах с Церковью. Исполненные Духа слова Архидиакона обезоруживали и ставили в тупик законников. Не находя, что возразить ему, его обвинили в богохульстве. Нехватку доказательств восполнили ложные свиде­тельства, и Стефана привели на суд. Эти события описаны в книге Деяний святых Апостолов:

А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефа­ном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Кото­рым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые пе­редал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. Деян. 6, 8-15

Далее говорит сам Стефан, вспоминая долгую историю промыслительной заботы Бога о еврейском народе и неверности послед­него. Стефан описывает историю народа от Авраама до прихода Моисея, отвержение народом Моисея, обращение к идолопоклон­ству и, наконец, строительство Соломонова храма, говоря о котором святой Стефан заметил: "Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет "(Деян. 7, 48). Речь Архидиакона заканчивается пламенным обличением жестокосердия слушателей:

"Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и уша­ми! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Кото­рого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не со­хранили". Деян. 7, 51-53

Неудивительно, что слушатели пришли в ярость от этого от­крытого обличения и потребовали казни Стефана.

«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежета­ли на него зубами. Стефан же, бучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, за­кричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодуш­но устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, кото­рый молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Гос­поди! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.» Деян. 7, 54-60

В первоначальном варианте Жития святого Стефана говорится, что, по преданию, Савл (будущий апостол Павел) был родственни­ком Стефана. Кровным родством объясняется тот факт, что Савл не принимал активного участия в убиении Стефана (как родственник, он не должен был этого делать), а лишь как свидетель сторожил одежды тех, кто побивал мученика камнями. Согласно тому же раннему преданию, Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов тоже стояли неподалеку и были свидетелями мученичес­кой кончины Стефана. Тело Первомученика забрал и предал по­гребению на своем участке Гамалиил, сын одного из еврейских правителей, тайный христианин. Без сомнения, Стефан пользовался большой любовью, поскольку рассказ об этих событиях в книге Деяний заканчивается словами: "Стефана же погребли мужи бла­гоговейные, и сделали великий плач по нем" (8, 2). Святой архиди­акон Стефан принял мученическую кончину в 34 году от Рожде­ства Христова, через год после событий Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов.

Житие священномученика Харалампия

Священномученик ХаралампийЭтот великий Святой II века был епископом провинции Магнезия и принял мученическую кончину за Христа в возрасте 113 лет. Во времена правления императора Септима Севера (193-211 гг. от Р.Х.) прока­тилась волна сильных гонений на Церковь. Святой Харалам­пий не стал спасаться бегством, но продолжал открыто пропо­ведовать Евангелие, призывая христиан крепко стоять за Хри­ста перед лицом мучений и смерти. Его схватили и приве­ли к правителю Луциану и на­чальнику его войск Луцию. После того как Святой отка­зался принести жертву идолам, Луциан приказал подвесить его над полом и строгать его тело железными крюками. Присутствовавшие при этих пытках свидете­ли рассказывали, что он переносил страдания так, словно был вне тела. Когда мучители сдирали с него широкие полосы кожи, Свя­той Харалампий сказал, обращаясь к своим преследователям: "Бла­годарю вас, братья мои, за то, что соскребаете с меня тело ветхое и возрождаете душу мою для вечной жизни". Палачи, имена которых были Порфирий и Баптус, в конце концов устали до изнеможения и стали жаловаться: "Его тело, даже обструганное железными ког­тями, сильнее железа, и сам он остается невредим". Перед лицом явного чуда они открыто исповедали Христа и были обезглавлены по приказу Луциана.

Военачальник Луций пришел в такую ярость от их обращения и от бодрого и даже радостного вида мученика, что сам схватил скребок, чтобы продолжить страшную пытку. Но как только он прикоснулся к телу Святого, его руки отделились от локтей, будто отсеченные мечом, и повисли, словно привязанные к телу святого Харалампия. Луций упал на землю с воплем: "Этот человек — колдун!", и стал умолять правителя о помощи. Взбешенный прави­тель, подскочив к Святому, плюнул ему в лицо; в то же мгновение голова правителя повернулась на шее в противоположную сторону.

Свидетели начали в ужасе просить Харалампия снять с этих двоих свое проклятие, но Харалампий ответил, что это не его проклятие, а наказание от Христа. Многие из присутствующих, видя такое про­явление Божественной справедливости, обратились в Христианскую веру.

Тем временем Луциан и Луций тоже стали просить пощады, обещая, что если Харалампий умолит о них Бога, они тоже уверуют. Харалампий помолился об исцелении своих преследователей и себя самого, и Господь тотчас же даровал Святому просимое. Луций упал к ногам Святого, желая немедленно креститься, а правитель приостановил казнь до того момента, когда сможет сообщить о происшедшем императору.

Император, узнав о том, что не только Луциан и Луций, но почти вся та провинция перешла на сторону престарелого Еписко­па, послал три сотни солдат с приказом схватить Харалампия и привести на суд в Антиохию. Солдаты жестоко мучили Святого, вгоняя в тело острый шип, скручивая бороду в веревку, и тащили его таким образом по дороге.

Когда святой Харалампий предстал пред императором, Септим Север велел вбить ему в грудь три острых гвоздя, потом принести дрова и сжечь его заживо. Несколько часов пролежал мученик в огне, а те, кто стояли рядом, засыпали его лицо горячими углями. Но вот огонь, прогорев, погас, а Харалампий так и остался невредим. Ошеломленный император начал расспрашивать Святого, желая узнать его возраст, из какой он семьи и почему не признает рим­ских богов. Мученик ответил, что верит во Христа как в единого истинного Бога. Севера озадачил этот ответ, и он захотел лично убедиться в том, что Харалампий может творить чудеса. Он прика­зал привести человека, уже тридцать пять лет страдавшего одержи­мостью после того, как убил соседа, рассчитывая завладеть его иму­ществом. Когда бесноватого положили у ног святого Харалампия, бес вдруг закричал, как от боли, и начал рассказывать долгую исто­рию одержимости этого человека. По слову Харалампия бес вышел, и человек получил свободу.

Спустя три дня умер один юноша из числа придворных импе­ратора, и Север приказал принести его тело. Он спросил Харалам­пия, может ли он воскресить умершего, на что тот ответил: "Человекам это невозможно, но ис­полнимо силой Христовой". Он начал молиться, и юноша воскрес.

Сначала император, казалось, убедился в невиновности Харалампия, но потом один из придворных, имя которого было Крисп, опять восстановил его про­тив Святого, называя Харалампия колдуном. Император приказал солдатам опалять лицо мученика горящими факелами, но когда они начали выполнять приказ, из фа­келов вырвалось огромное пламя и охатило семьдесят человек, стоявших рядом. Пока Крисп ожесто­ченно спорил о природе Христа с христианином по имени Аристарх, также оказавшимся свидетелем этого происшествия, импера­тор в ярости богохульствовал, с безумной ненавистью бросая вызов Господу: "Смотри, я готовлюсь к войне, я направлю против Тебя свою великую армию. Спускайся, или я стащу небеса на землю, погашу солнце и схвачу Тебя вот этими руками!"

В то же мгновение земля задрожала, небо раскололось от ударов грома и блеска молнии. Все присутствующие онемели от страха. Император и Крисп оказались повисшими в воздухе, будто поддерживаемые невидимой силой. Император стал кричать, обраща­ясь к святому Мученику, умоляя спасти его и обещая, что в случае своего спасения будет во всеуслышание славить истинного Бога.

Тогда заговорила дочь императора Галина (она была тайной христианкой), прося отца уверовать во Христа ради избавления от невидимых уз. Она упала на колени перед Епископом-Мучеником с просьбой помолиться Христу об освобождении отца. Харалампий помолился, и император с Криспом получили свободу. Септим и его придворные, потрясенные этим наказанием свыше, удалились во дворец, после чего в течение трех дней не решались показаться людям.

К несчастью, даже такой урок не пошел императору на пользу. Вскоре он снова поверил в то, что Харалампий - колдун. Его дочь, христианка Галина, прямая и бесстрашная девушка, пришла в императорский храм и повергла на землю каменные идолы. Статуи рассыпались в прах. Жрецы сообщили об этом императору, и Север велел им срочно собрать пятьдесят скульпторов, способных в ту же ночь сделать идолов заново. К утру идолы уже стояли на своих местах, а император объявил, что они возродились сами, своей соб­ственной силой. Когда об этом объявили Галине, она ответила: "Я также легко разрушу новые идолы, как разбила старые", и, повер­нувшись к статуе Зевса, сказала: "О Зевс, воскресший из мертвых, повелеваю тебе вернуться в царство мертвых" и снова начала громить каменные изваяния.

Император в ярости приказал ей принести жертву богам, но она ответила: "Я уже принесла вашим богам жертву. Если хотите, я то же сделаю и с остальными вашими божествами". Испуганный дерз­новением собственной дочери, император передал Святого в руки некоей скандально известной вдовы с тем, чтобы тот навлек на себя насмешки и бесчестие. Но и эта грешная женщина, увидев Священномученика и его чудеса, также исповедала свою веру во Христа.

Наконец, Крисп посоветовал императору отрубить Харалампию голову. Император, опасаясь, что скоро все жители его провинции обратятся в Христианство и восстанут против него, согласился и вынес Святому смертный приговор.

На пути к месту казни святой Мученик благодарил Бога за то, что Господь считает его достойным умереть за Него, и умолял помянуть его в Небесном Царствии. В это мгновение небеса от­верзлись, и Сам Господь в окружении сонма ангелов явился со словами: "Вот, Харалампий, ты много пострадал за Меня. Проси, что хочешь, и Я исполню твою молитву". Мученик ответил: "Господи, пусть в том месте, где будут почивать мои мощи, никогда не будет голода, чумы, сильных ветров, губящих урожай, но только мир, про­цветание и изобилие вина и зерна... Господи, Ты знаешь, что люди — это всего лишь плоть и кровь, прости им грехи их и даруй изобилие плодов Твоих земных, чтобы они, в радости, славили Тебя, Подателя всех благ. И пусть роса, сходящая с неба, служит им во исцеление. Господи, Боже мой, излей на них потоки благости Твоея!"

Окончив молитву, Святой преклонил колена и предал дух Гос­поду в ту минуту, когда палач только собирался отсечь ему голову мечом. Это произошло 10 февраля 202 года. После его кончины Галина взяла его тело и похоронила в украшенном золотом гробе. Император боялся неустрашимой Веры дочери и опасался возмож­ных последствий преследования этой Веры, поэтому он позволил ей беспрепятственно исповедовать Христа.

Чудеса священномученика Харалампия

Священномученик Харалампий и в наши дни отвечает на мо­литвы тех, кто просит у него ходатайства пред Господом. Приводим рассказ о некоторых его чудесах, услышанный нами из уст насельниц обители священномученика Стефана.  

Эпидемия на Святой Горе Афон 
Харалампий имеет особый дар исцеления инфекцион­ных болезней. По его предстательству прекращаются эпидемии тифа, холеры и чумы. В 1908 году во время смертоносной эпидемии на Святой Горе из монастыря святого Стефана на Афон была достав­лена глава святого Харалампия. После того, как было отслужено всенощное бдение, эпидемия прекратилась, и с тех пор на Святой Горе каждый год служат всенощную в честь святого Харалампия, Святого, наиболее почитаемого (после Пресвятой Богородицы) афонскими насельниками.

Наказание Божие 
В 1897 году, во время греко-турецкой войны, турки вторглись в Метеору и попытались унести мощи святого Харалампия, но, как ни старались, не могли открыть раку, которая обычно не запиралась. Вскоре началась сильная эпидемия тифа, и даже командую­щий турецкими войсками счел ее Божиим наказанием за неблаго­говейные действия турок.

Ребенок Марии
В 1950 году четырехлетнюю дочь Марии, Наири, парализовало. Врачи ничем не могли ей помочь и отправили ее домой умирать. Мария провела много ночей в молитве и вот однажды она увидела во сне святого Харалампия. Она попросила в храме его икону и в течение сорока дней держала ее у себя дома. Все сорок дней перед иконой горела лампада. В канун праздника святых Апостолов девочке явился святой Харалампий и исцелил ее. Комната, в которой она лежала, наполнилась чудесным благоуханием, а от иконы нача­ло истекать благовонное миро.

Год молчания 
На западном побережье Греции есть храм в честь святого Хара­лампия, построенный в благодарность за спасение населения горо­да от эпидемии тифа. Однажды день памяти святого Харалампия пришелся на неделю перед началом Великого Поста. В Греции, как и в других странах, в эту неделю проводится праздничный карнавал. Накануне дня святого Харалампия мимо этого храма проходила некая супружеская чета и, услышав пение, жена изъявила желание зайти в храм и постоять на службе. Однако муж начал хулить свя­того Харалампия, а потом сказал, что лучше пойдет на карнавал. В то же мгновение он был внезапно поражен немотой. Жена привела его в храм, где он, встав на колени, покаялся в своем богохульстве. Ров­но через год, в праздник святого Харалампия, он снова обрел дар речи.

Сбережения, накопленные за всю жизнь
В 1966 году человек по фамилии Николау возвращался в род­ную деревню, где собирался жить на пенсии. С собой у него были сбережения, накопленные за всю жизнь. Добравшись до своей де­ревни, он с ужасом обнаружил, что потерял все деньги. На следую­щее утро отправился обратно в Пиреи в надежде каким-то образом отыскать пропавшие деньги. В деревне Палигиргос он зашел в маленькую часовенку в честь священномученика Харалампия, что­бы попросить Святого о помощи. В это время он услышал голос, говоривший, что искать надо под сиденьем машины, в которой он накануне проехал часть пути домой. Господин Николау разыскал эту машину. Оказалось, что деньги действительно упали под сиденье.

Терпение ради Христа 
Один человек, страдавший неизлечимым недугом, который вы­зывал сильнейшую боль, часто и горячо молился святому Харалампию об исцелении. Наконец, однажды ночью Святой явил­ся ему и сказал, что его страдания намного слабее тех, что перенес Христос, и что ему лучше терпеливо переносить болезнь, чем полу­чить исцеление, так как болезнь послана ему для того, чтобы облег­чить ему путь ко спасению.

Сестра послушницы
В 1978 году в обитель святого Стефана пришла одна молодая женщина с намерением принять монашество. Она носила одежду послушницы, но в первые месяцы тяжко страдала, так как сердце ее разрывалось от разлуки с семьей. Однажды ее навестила старшая сестра. Она попыталась уговорить послушницу оставить монастырь, что только усугубило ее страдания, поскольку сестра яркими красками живописала ей картину жизни семьи после ее ухода: как ночь за ночью родители проводят без сна, сердечно тоскуя из-за расставания с младшей дочерью. В тот вечер старшая сестра оста­лась ночевать в обители, и ближе к рассвету ей приснился святой Харалампий. Он говорил с ней строго, сурово обличая ее за то, что пыталась уговорить сестру покинуть монастырь. Святой сообщил, что отказ от монашеского пути скажется на жизни девушки самым пагубным образом. Ругая старшую сестру, Святой сильно ударил ее по щеке, и, проснувшись, она ощущала на лице покалывание от прикосновения его руки. Нет нужды говорить, что она послушалась святого Харалампия. Одна из монахинь, лично знакомая с ней, рас­сказывает, что у нее до сих пор ощущается покалывание в щеке от того удара.

Близнецы
В январе 1995 году в обитель приехала женщина из городка Трикала и рассказала сестрам, что она девятнадцать лет прожила с мужем в бездетном браке, и врачи считали, что она никогда не сможет забеременеть. В начале 1994 года она стала молиться свято­му Харалампию, и однажды он явился ей во сне со словами: "У тебя будут дети," — не "дитя", а "дети". Два месяца спустя она забеременела, а в конце года у нее родились два мальчика-близнеца. Теперь она часто приезжает в обитель со своими сыновьями.

Метеоры продолжение