Метеора была бы необычным явлением даже без своих монастырей, известных на весь мир тем, что стоят на вершинах великолепных нерукотворных каменных "башен", как бы вырастающих из земли на Фессалийской равнине и устремленных в небо. Геологи считают, что эти "башни" образовались тысячи лет назад в процессе постепенного обмельчания огромного озера, покрывавшего некогда все окрестные земли. Самая высокая "башня" поднимается на 415 метров над городком Каламбака и называется Платилитос. На ней стоит монастырь Великая Метеора. Окружающие ее "башни" также выглядят весьма внушительно.
Название Метеора (буквальное значение — "висящая между небом и землей") в наши дни относится ко всему комплексу огромных каменных столбов, а вначале это было лишь название монастыря на "башне" Платилитос, данное ему его основателем преподобным Афанасием.
Неизвестно, когда здесь впервые поселились монашествующие. К XI веку, согласно древним источникам, в пещерах и кельях нижних этажей "каменного леса" уже жило множество отшельников. Сначала они забирались на отвесные скалы, просовывая ступни в щели, а потом соорудили примитивные леса, положив доски поверх деревянных клиньев, вбитых в трещины в скале. Подъем на такую огромную высоту облегчали веревки, свисавшие из пещер и с каменных выступов. Отшельники построили себе здесь жилища, прилепив их к скалам, как орлиные гнезда, не только из свойственной монахам любви к уединению. На греческие земли периодически совершали набеги пираты-сарацины, и недосягаемые высоты Метеоры давали безопасный приют тем, кому пришлось покинуть доступные для сарацинов прибрежные области.
К началу XII века Метеора уже вела организованную жизнь. По воскресным и праздничным дням иноки спускались из своих пещер для совместного участия в Таинствах и Богослужениях в храме в Дупиани, который они называли между собой Кирьяко (от греческого слова Киръяки — воскресенье). Эта каменная церковь, посвященная Пресвятой Богородице, до сих пор стоит у дороги в Кастраки под монастырем святителя Николая. Монахов становилось все больше; и община стала известна как Скит Дупиани или Стаги, — название, которое, возможно, образовалось от слияния слов any агиос (место святых), сокращенных в процессе частого использования до стагус.
В начале XIV века молодой монах по имени Афанасий, спасшись бегством после разграбления каталонскими наемниками Горы Афон, основал на вершине Платилитос первый общежительный монастырь, посвятив его Преображению Господню. К концу XIV века здесь было уже двадцать два монастыря, образовавших "Литополис (Скальный Город) Стаги". Большинство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в XV-XVI веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Сначала здешними монастырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Преображения (Великая Метеора). В дальнейшем турецкая оккупация и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время II Мировой войны итальянские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монастыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со стороны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне.
В наши дни из двадцати двух монастырей действуют только шесть: святителя Николая, Великая Метеора, Варлаам, Руссану, Святой Троицы и святого первомученика Стефана. Два из них, святого Стефана и Руссану — женские. Это не так уж неожиданно, как может показаться, принимая во внимание факт, описанный шведским путешественником Ионасом Бёрнсталем, посетившим монастырь святого Стефана в 1779 году: "вначале это была обитель для женщин, любящих уединение, потом она оказалась заброшенной, и в конце концов здесь поселились монахи".
В течение многих столетий до монастырей Метеоры можно было добраться лишь посредством целой системы веревочных и приставных лестниц. Однако у человека, пользовавшегося этими лестницами, возникало столь сильное головокружение, что со временем монахи стали подниматься наверх в больших сетях, сначала предназначавшихся только для подъема вещей и продовольствия. Братию и посетителей монахи тянули наверх вдоль отвесной стены при помощи деревянной лебедки. Такой подъем занимал более получаса. Это своеобразное восхождение даже было воспето древним монахом-гимнографом, писавшим: «Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо».
В 1920-х годах в скалах "каменного леса" были выбиты ступеньки и дорога, так что в наши дни паломники имеют возможность подниматься по каменным ступеням, сохраняя относительный душевный покой, что, однако, лишает их хорошего стимула к горячей молитве. Лебедки используются до сих пор для доставки продовольствия и стройматериалов, а также иногда для подъема благочестивых гостей из числа монашествующих.
К несчастью для иноков и инокинь, Метеора привлекает не только православных паломников, но и толпы обычных туристов. Однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя "миссионерами". Один из иноков Великой Метеоры сказал: "Конечно же, нам больше хотелось бы жить в тишине и одиночестве, как на Афоне или в других уединенных монастырях, но если мы уйдем отсюда, местные жители устроят в монастыре гостиницу, как уже было после II Мировой войны, или Министерство культуры превратит его в нелепый аттракцион для туристов. Тогда наши святые будут преданы забвению, и люди уже не будут поклоняться здесь Богу. Мы не оставим своих святых. Это наш крест и наше благословение. Мы должны сделать все, что в наших силах".
Монастырь святого первомученика Стефана
(Св. первомученик Стефан и великомученик Харалампий)
Монастырь святого первомученика Стефана, наиболее светлый и просторный из всех, с 1961 года является женской обителью, в которой сейчас подвизаются около сорока монахинь. Ранняя его история почти неизвестна. На скале возле входа высечено имя ИЕРЕМИЯ, а рядом - дата в старом летоисчислении, приблизительно соответствующая 1191—1192 годам. Предполагают, что это имя принадлежит первому отшельнику, жившему здесь в пещере на вершине скалы. Основателями монастыря считаются архимандрит Антоний (XV век) и ныне канонизированный настоятель Филофей из местечка Склатэна в районе Трикала. Антоний построил первый каменный храм в честь святого Стефана, а святой Филофей отреставрировал уже существующий храм, выстроил для братии кельи и основал общежительную общину. Настоятель Филофей жил в XVI веке. По свидетельству шведского путешественника Ионаса Бёрнсталя монастырь святого Стефана, возможно, когда-то был женской обителью.
В 1798 году была построена большая церковь в честь святого первомученика Стефана, главу которого подарил монастырю родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав. Монастырь был тесно связан с правящими домами Румынии, которые с XIV по XVI века щедро благотворили ему. Во времена турецкого ига монастырь святого Стефана был известен своей просветительской деятельностью. На средства обители построили государственную школу в Каламбаке и финансировали школу в соседней Трикале. И даже еще в 1970 году у сестер была маленькая школа для сирот. О научных интересах сестер свидетельствует прекрасная, хорошо организованная библиотека. Одна из последних публикаций монастыря святого Стефана — подробный рассказ о жизни и чудесах святого Харалампия. В помещении трапезной, построенной в 1857 году, в наши дни располагается музей, в котором хранятся искусно украшенные рукописи, иконы поствизантийских времен, шитые золотом облачения и плащаницы, деревянная церковная утварь, украшенная великолепной резьбой и изделиями из серебра.
Сестры (которые, кстати, охотно показывают посетителям свой монастырь), тепло и благоговейно почитают его небесных покровителей — святого Стефана и святого Харалампия. У них накопилось множество историй о древних и современных чудесах этих святых. В монастыре хранятся частицы их мощей (глава святого Стефана и косточка от запястья святого Харалампия).
Святой первомученик Стефан
Первый мученик за Христа был учеником Господа и одним из семи диаконов, поставленных святыми апостолами на служение бедным. Святого Стефана как начальника над всеми семью диаконами иногда называют архидиаконом. Согласно преданию, он приходился дальним родственником апостолу Павлу. Он был одним из тех образованных евреев, которые испытали на себе сильное влияние эллинской культуры. С состраданием относясь к старикам и бедным, Стефан прекрасно справлялся с обязанностями диакона. Его проповедь привлекала множество прозелитов, равно как и собратьев из числа евреев, расходившихся во взглядах с Церковью. Исполненные Духа слова Архидиакона обезоруживали и ставили в тупик законников. Не находя, что возразить ему, его обвинили в богохульстве. Нехватку доказательств восполнили ложные свидетельства, и Стефана привели на суд. Эти события описаны в книге Деяний святых Апостолов:
А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела. Деян. 6, 8-15
Далее говорит сам Стефан, вспоминая долгую историю промыслительной заботы Бога о еврейском народе и неверности последнего. Стефан описывает историю народа от Авраама до прихода Моисея, отвержение народом Моисея, обращение к идолопоклонству и, наконец, строительство Соломонова храма, говоря о котором святой Стефан заметил: "Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет "(Деян. 7, 48). Речь Архидиакона заканчивается пламенным обличением жестокосердия слушателей:
"Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили". Деян. 7, 51-53
Неудивительно, что слушатели пришли в ярость от этого открытого обличения и потребовали казни Стефана.
«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, бучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.» Деян. 7, 54-60
В первоначальном варианте Жития святого Стефана говорится, что, по преданию, Савл (будущий апостол Павел) был родственником Стефана. Кровным родством объясняется тот факт, что Савл не принимал активного участия в убиении Стефана (как родственник, он не должен был этого делать), а лишь как свидетель сторожил одежды тех, кто побивал мученика камнями. Согласно тому же раннему преданию, Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов тоже стояли неподалеку и были свидетелями мученической кончины Стефана. Тело Первомученика забрал и предал погребению на своем участке Гамалиил, сын одного из еврейских правителей, тайный христианин. Без сомнения, Стефан пользовался большой любовью, поскольку рассказ об этих событиях в книге Деяний заканчивается словами: "Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем" (8, 2). Святой архидиакон Стефан принял мученическую кончину в 34 году от Рождества Христова, через год после событий Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов.
Житие священномученика Харалампия
Этот великий Святой II века был епископом провинции Магнезия и принял мученическую кончину за Христа в возрасте 113 лет. Во времена правления императора Септима Севера (193-211 гг. от Р.Х.) прокатилась волна сильных гонений на Церковь. Святой Харалампий не стал спасаться бегством, но продолжал открыто проповедовать Евангелие, призывая христиан крепко стоять за Христа перед лицом мучений и смерти. Его схватили и привели к правителю Луциану и начальнику его войск Луцию. После того как Святой отказался принести жертву идолам, Луциан приказал подвесить его над полом и строгать его тело железными крюками. Присутствовавшие при этих пытках свидетели рассказывали, что он переносил страдания так, словно был вне тела. Когда мучители сдирали с него широкие полосы кожи, Святой Харалампий сказал, обращаясь к своим преследователям: "Благодарю вас, братья мои, за то, что соскребаете с меня тело ветхое и возрождаете душу мою для вечной жизни". Палачи, имена которых были Порфирий и Баптус, в конце концов устали до изнеможения и стали жаловаться: "Его тело, даже обструганное железными когтями, сильнее железа, и сам он остается невредим". Перед лицом явного чуда они открыто исповедали Христа и были обезглавлены по приказу Луциана.
Военачальник Луций пришел в такую ярость от их обращения и от бодрого и даже радостного вида мученика, что сам схватил скребок, чтобы продолжить страшную пытку. Но как только он прикоснулся к телу Святого, его руки отделились от локтей, будто отсеченные мечом, и повисли, словно привязанные к телу святого Харалампия. Луций упал на землю с воплем: "Этот человек — колдун!", и стал умолять правителя о помощи. Взбешенный правитель, подскочив к Святому, плюнул ему в лицо; в то же мгновение голова правителя повернулась на шее в противоположную сторону.
Свидетели начали в ужасе просить Харалампия снять с этих двоих свое проклятие, но Харалампий ответил, что это не его проклятие, а наказание от Христа. Многие из присутствующих, видя такое проявление Божественной справедливости, обратились в Христианскую веру.
Тем временем Луциан и Луций тоже стали просить пощады, обещая, что если Харалампий умолит о них Бога, они тоже уверуют. Харалампий помолился об исцелении своих преследователей и себя самого, и Господь тотчас же даровал Святому просимое. Луций упал к ногам Святого, желая немедленно креститься, а правитель приостановил казнь до того момента, когда сможет сообщить о происшедшем императору.
Император, узнав о том, что не только Луциан и Луций, но почти вся та провинция перешла на сторону престарелого Епископа, послал три сотни солдат с приказом схватить Харалампия и привести на суд в Антиохию. Солдаты жестоко мучили Святого, вгоняя в тело острый шип, скручивая бороду в веревку, и тащили его таким образом по дороге.
Когда святой Харалампий предстал пред императором, Септим Север велел вбить ему в грудь три острых гвоздя, потом принести дрова и сжечь его заживо. Несколько часов пролежал мученик в огне, а те, кто стояли рядом, засыпали его лицо горячими углями. Но вот огонь, прогорев, погас, а Харалампий так и остался невредим. Ошеломленный император начал расспрашивать Святого, желая узнать его возраст, из какой он семьи и почему не признает римских богов. Мученик ответил, что верит во Христа как в единого истинного Бога. Севера озадачил этот ответ, и он захотел лично убедиться в том, что Харалампий может творить чудеса. Он приказал привести человека, уже тридцать пять лет страдавшего одержимостью после того, как убил соседа, рассчитывая завладеть его имуществом. Когда бесноватого положили у ног святого Харалампия, бес вдруг закричал, как от боли, и начал рассказывать долгую историю одержимости этого человека. По слову Харалампия бес вышел, и человек получил свободу.
Спустя три дня умер один юноша из числа придворных императора, и Север приказал принести его тело. Он спросил Харалампия, может ли он воскресить умершего, на что тот ответил: "Человекам это невозможно, но исполнимо силой Христовой". Он начал молиться, и юноша воскрес.
Сначала император, казалось, убедился в невиновности Харалампия, но потом один из придворных, имя которого было Крисп, опять восстановил его против Святого, называя Харалампия колдуном. Император приказал солдатам опалять лицо мученика горящими факелами, но когда они начали выполнять приказ, из факелов вырвалось огромное пламя и охатило семьдесят человек, стоявших рядом. Пока Крисп ожесточенно спорил о природе Христа с христианином по имени Аристарх, также оказавшимся свидетелем этого происшествия, император в ярости богохульствовал, с безумной ненавистью бросая вызов Господу: "Смотри, я готовлюсь к войне, я направлю против Тебя свою великую армию. Спускайся, или я стащу небеса на землю, погашу солнце и схвачу Тебя вот этими руками!"
В то же мгновение земля задрожала, небо раскололось от ударов грома и блеска молнии. Все присутствующие онемели от страха. Император и Крисп оказались повисшими в воздухе, будто поддерживаемые невидимой силой. Император стал кричать, обращаясь к святому Мученику, умоляя спасти его и обещая, что в случае своего спасения будет во всеуслышание славить истинного Бога.
Тогда заговорила дочь императора Галина (она была тайной христианкой), прося отца уверовать во Христа ради избавления от невидимых уз. Она упала на колени перед Епископом-Мучеником с просьбой помолиться Христу об освобождении отца. Харалампий помолился, и император с Криспом получили свободу. Септим и его придворные, потрясенные этим наказанием свыше, удалились во дворец, после чего в течение трех дней не решались показаться людям.
К несчастью, даже такой урок не пошел императору на пользу. Вскоре он снова поверил в то, что Харалампий - колдун. Его дочь, христианка Галина, прямая и бесстрашная девушка, пришла в императорский храм и повергла на землю каменные идолы. Статуи рассыпались в прах. Жрецы сообщили об этом императору, и Север велел им срочно собрать пятьдесят скульпторов, способных в ту же ночь сделать идолов заново. К утру идолы уже стояли на своих местах, а император объявил, что они возродились сами, своей собственной силой. Когда об этом объявили Галине, она ответила: "Я также легко разрушу новые идолы, как разбила старые", и, повернувшись к статуе Зевса, сказала: "О Зевс, воскресший из мертвых, повелеваю тебе вернуться в царство мертвых" и снова начала громить каменные изваяния.
Император в ярости приказал ей принести жертву богам, но она ответила: "Я уже принесла вашим богам жертву. Если хотите, я то же сделаю и с остальными вашими божествами". Испуганный дерзновением собственной дочери, император передал Святого в руки некоей скандально известной вдовы с тем, чтобы тот навлек на себя насмешки и бесчестие. Но и эта грешная женщина, увидев Священномученика и его чудеса, также исповедала свою веру во Христа.
Наконец, Крисп посоветовал императору отрубить Харалампию голову. Император, опасаясь, что скоро все жители его провинции обратятся в Христианство и восстанут против него, согласился и вынес Святому смертный приговор.
На пути к месту казни святой Мученик благодарил Бога за то, что Господь считает его достойным умереть за Него, и умолял помянуть его в Небесном Царствии. В это мгновение небеса отверзлись, и Сам Господь в окружении сонма ангелов явился со словами: "Вот, Харалампий, ты много пострадал за Меня. Проси, что хочешь, и Я исполню твою молитву". Мученик ответил: "Господи, пусть в том месте, где будут почивать мои мощи, никогда не будет голода, чумы, сильных ветров, губящих урожай, но только мир, процветание и изобилие вина и зерна... Господи, Ты знаешь, что люди — это всего лишь плоть и кровь, прости им грехи их и даруй изобилие плодов Твоих земных, чтобы они, в радости, славили Тебя, Подателя всех благ. И пусть роса, сходящая с неба, служит им во исцеление. Господи, Боже мой, излей на них потоки благости Твоея!"
Окончив молитву, Святой преклонил колена и предал дух Господу в ту минуту, когда палач только собирался отсечь ему голову мечом. Это произошло 10 февраля 202 года. После его кончины Галина взяла его тело и похоронила в украшенном золотом гробе. Император боялся неустрашимой Веры дочери и опасался возможных последствий преследования этой Веры, поэтому он позволил ей беспрепятственно исповедовать Христа.
Чудеса священномученика Харалампия
Священномученик Харалампий и в наши дни отвечает на молитвы тех, кто просит у него ходатайства пред Господом. Приводим рассказ о некоторых его чудесах, услышанный нами из уст насельниц обители священномученика Стефана.
Эпидемия на Святой Горе Афон
Харалампий имеет особый дар исцеления инфекционных болезней. По его предстательству прекращаются эпидемии тифа, холеры и чумы. В 1908 году во время смертоносной эпидемии на Святой Горе из монастыря святого Стефана на Афон была доставлена глава святого Харалампия. После того, как было отслужено всенощное бдение, эпидемия прекратилась, и с тех пор на Святой Горе каждый год служат всенощную в честь святого Харалампия, Святого, наиболее почитаемого (после Пресвятой Богородицы) афонскими насельниками.
Наказание Божие
В 1897 году, во время греко-турецкой войны, турки вторглись в Метеору и попытались унести мощи святого Харалампия, но, как ни старались, не могли открыть раку, которая обычно не запиралась. Вскоре началась сильная эпидемия тифа, и даже командующий турецкими войсками счел ее Божиим наказанием за неблагоговейные действия турок.
Ребенок Марии
В 1950 году четырехлетнюю дочь Марии, Наири, парализовало. Врачи ничем не могли ей помочь и отправили ее домой умирать. Мария провела много ночей в молитве и вот однажды она увидела во сне святого Харалампия. Она попросила в храме его икону и в течение сорока дней держала ее у себя дома. Все сорок дней перед иконой горела лампада. В канун праздника святых Апостолов девочке явился святой Харалампий и исцелил ее. Комната, в которой она лежала, наполнилась чудесным благоуханием, а от иконы начало истекать благовонное миро.
Год молчания
На западном побережье Греции есть храм в честь святого Харалампия, построенный в благодарность за спасение населения города от эпидемии тифа. Однажды день памяти святого Харалампия пришелся на неделю перед началом Великого Поста. В Греции, как и в других странах, в эту неделю проводится праздничный карнавал. Накануне дня святого Харалампия мимо этого храма проходила некая супружеская чета и, услышав пение, жена изъявила желание зайти в храм и постоять на службе. Однако муж начал хулить святого Харалампия, а потом сказал, что лучше пойдет на карнавал. В то же мгновение он был внезапно поражен немотой. Жена привела его в храм, где он, встав на колени, покаялся в своем богохульстве. Ровно через год, в праздник святого Харалампия, он снова обрел дар речи.
Сбережения, накопленные за всю жизнь
В 1966 году человек по фамилии Николау возвращался в родную деревню, где собирался жить на пенсии. С собой у него были сбережения, накопленные за всю жизнь. Добравшись до своей деревни, он с ужасом обнаружил, что потерял все деньги. На следующее утро отправился обратно в Пиреи в надежде каким-то образом отыскать пропавшие деньги. В деревне Палигиргос он зашел в маленькую часовенку в честь священномученика Харалампия, чтобы попросить Святого о помощи. В это время он услышал голос, говоривший, что искать надо под сиденьем машины, в которой он накануне проехал часть пути домой. Господин Николау разыскал эту машину. Оказалось, что деньги действительно упали под сиденье.
Терпение ради Христа
Один человек, страдавший неизлечимым недугом, который вызывал сильнейшую боль, часто и горячо молился святому Харалампию об исцелении. Наконец, однажды ночью Святой явился ему и сказал, что его страдания намного слабее тех, что перенес Христос, и что ему лучше терпеливо переносить болезнь, чем получить исцеление, так как болезнь послана ему для того, чтобы облегчить ему путь ко спасению.
Сестра послушницы
В 1978 году в обитель святого Стефана пришла одна молодая женщина с намерением принять монашество. Она носила одежду послушницы, но в первые месяцы тяжко страдала, так как сердце ее разрывалось от разлуки с семьей. Однажды ее навестила старшая сестра. Она попыталась уговорить послушницу оставить монастырь, что только усугубило ее страдания, поскольку сестра яркими красками живописала ей картину жизни семьи после ее ухода: как ночь за ночью родители проводят без сна, сердечно тоскуя из-за расставания с младшей дочерью. В тот вечер старшая сестра осталась ночевать в обители, и ближе к рассвету ей приснился святой Харалампий. Он говорил с ней строго, сурово обличая ее за то, что пыталась уговорить сестру покинуть монастырь. Святой сообщил, что отказ от монашеского пути скажется на жизни девушки самым пагубным образом. Ругая старшую сестру, Святой сильно ударил ее по щеке, и, проснувшись, она ощущала на лице покалывание от прикосновения его руки. Нет нужды говорить, что она послушалась святого Харалампия. Одна из монахинь, лично знакомая с ней, рассказывает, что у нее до сих пор ощущается покалывание в щеке от того удара.
Близнецы
В январе 1995 году в обитель приехала женщина из городка Трикала и рассказала сестрам, что она девятнадцать лет прожила с мужем в бездетном браке, и врачи считали, что она никогда не сможет забеременеть. В начале 1994 года она стала молиться святому Харалампию, и однажды он явился ей во сне со словами: "У тебя будут дети," — не "дитя", а "дети". Два месяца спустя она забеременела, а в конце года у нее родились два мальчика-близнеца. Теперь она часто приезжает в обитель со своими сыновьями.