Международное православное движение
За святую Русь

   С самой глубокой древности в церкви православной утвердился обычай по случаю общественно-скорбных или радостных событий совершать крестные ходы, т.е. открытые всенародные священно-соборные шествия или моления верующих вне храмов Божиих в предшествии святого креста, евангелия, хоругвей и св. икон. Избавление от моровых поветрий, одержание победы над врагами Церкви и государства, испрошение милости Божией во время засухи или безведрия - побуждают христиан собираться воедино, чтобы вознести Господу свою единодушную молитву. 

   "При крестных ходах на путях и перекрестках, - говорит св. Симеон Солунский, - мы творим моления для того. чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами, подъемлем из храмов священные иконы, выносим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, т.е. дома, пути, воду, воздух и самую землю, попираемую и оскверняемую стопами грешников". Таков древний, исконный смысл и значение крестных ходов, по изъяснению учителей церкви. Несомненно, что Крестные ходы должны служить одним из сильных средств к воспитанию в нас веры, благочестия и страха Божия.

   Так оно и бывает, как это особенно наглядно можно видеть именно на крестном ходе с Табынскою иконою Божией Матери. Вот что свидетельствует нам рапорт причта, сопровождавшего св. икону в 1871 году из г. Оренбурга в г. Уральск. "По вниманию к тому, что следование с Табынскою иконою в г. Уральск, по желанию жителей и с разрешения Св. Синода, открыто в первый раз, - и что Уральский край в религиозном отношении преимущественно есть единоверческий, а в среде единоверия не малое место занимает и раскол, шествие святыни Табынской в таковой край заслуживало особенного внимания не только путевого причта, но и всех, кто ревнует о прославлении имени Богоматери в досточтимой Табынской Ея иконе. Для встречи и беспрепятственного шествия святыни в г. Уральск был командирован уральского уездного начальника помощник г. Черторогов. Он встретил святыню за 180 верст на черте Уральского края и именно в городке Илецком, откуда и сопутствовал до самого г. Уральска. Он же сопровождал нас и обратно. На протяжении пути по означенному тракту встречалось немало и селений, жителями коих мало того, что оказана подобающая честь Царице Небесной в единоверческих храмах службою и торжественною с крестным ходом встречею в оные; усердие их даже простиралось и до святого желания приносить святыню в свои дома. В форпосте Генварцевском, где проходила святыня и несколько часов совершалась служба в домах, передано жителям следующее событие, совершившееся в прошлом 1870 году от Табынской иконы Богоматери в бытность ее в Илецком. "У односеленного их казака больна была дочь ногами и несколько лет положительно ими не владела. Случилось быть этому казаку в г. Илецком по хозяйственным нуждам вместе со своим братом. Брат был единоверцем, а другой - отец больной - состоял в секте "некудынцев" (так называются там нетовцы). Приезд их в Илецк совпадал по времени с посещения онаго и Табынской святынею, что было в ноябре месяце 1870 года. Брат-единоверец, заметя почитание святыни жителями илецкими, сам возымел желание молиться Ей, к чему приглашал и брата своего - некудынца. Сей последний, отказываясь по своему сектантскому заблуждению, неверием в таковую святыню, долго не соглашался и склонился на молитву только по следующему убеждению брата: "У тебя ведь есть дочь больная, помолись лучше, быть может Пречистая и пошлет ей исцеление". Такое убеждение брата подействовало на невера. Отслужили молебен Царице Небесной, и молитва их была услышана Ею. Возвратясь из Илецка домой - в форпост Генварцевский, вышесказанная больная встречает своего отца и с радостью объявляет, что она выздоровела. Отец спрашивает:"Когда дочь выздоровела?" Из ответа семьи казак узнал, что она выздоровление получила в то самое время, когда он с братом молился Табынской чудотворной иконе Богоматери в городке Илецком.

   Благочинный г. Уральска иерей Донсков, в ведомстве коего состоит Генварцевский приход, по надлежащем расследовании, обещал сообщить о сем как своему епархиальному начальству, так и настоятелю Табынской церкви, со включением такового события в приходскую летопись. Заявляя об этом факте, не лишним считаем сообщить и о пребывании святыни в г. Уральске. Жители города, зная день прибытия (16 ноября) к ним святыни, за 20 верст и далее шли и ехали на встречу оной. Стечение граждан было весьма многолюдное. Духовенство двух соборов и шести приходских церквей с крестным ходом встретило святыню на пятой версте от города. В ходе этом участвовали и стар и млад. Каждый, увидев шествующую к ним Святую Гостью, старался с благоговением подойти к Ней и лобызать Ее, а некоторые с детской простотою теснились к массе народа, горя тем же святым желанием. При этом местным духовенством замечено было также и то, что некоторые из раскольников, быв первоначально любопытными зрителями, приступили сами к святыне и несли Ее на своих руках. Этот их приступ, совершившийся воочью всех и первоначально удививший как православных, так и единоверцев, еще более удивил, когда при приносе иконы в храм, раскольники, никогда не посещавшие оных, стали ходить в оные на богослужение и принимать святыню в свои дома. Не есть ли это видимый промысел Царицы Небесной, вразумляющий нас и соединяющий всех во едино стадо Единородного Сына Ея Иисуса Христа?

  Уральцы за единомесячное пребывание святой иконы в их городе не остались неблагодарными к Царице Небесной - усердие их было слишком велико: денно и нощно совершался крестный ход со святыней по домам. В день выноса св. иконы из г. Уральска в предлежащий путь несметная масса народа совмещала в себе всех и все; здесь уже не рознились ни православные, ни единоверцы, ни раскольники, а все дышали, так сказать, одним общим чувством одинаковой любви и благоговейного почитания святыни православия. Вообще можем донести вашему высокоблагословению (т.е. священнику Н. Гуменскому, настоятелю с. Табынского), что уральцы за честь, какую они воздали святыне, достойны подражания многих, ищущих заступления в деле спасения Пресвятой Матери Господа Бога. Месяца декабря 24-го дня 1871 г. № 94. Подлинный подписали: священник Iоанн Смирнов, диакон Мефодий Скворцов и диакон Николай Гуменский".  

   Основываясь на только что приведенном рапорте, с полною достоверностью можно сказать, что необычно продолжительный, из года в год повторяющийся, и по местам, как бывает, напр., в г. Оренбурге, весьма торжественный крестный ход с Табынскою иконою Божией Матери, действительно, имеет весьма благотворное влияние. Возвышая религиозное чувство до самой сильной степени, он не только способствует возбуждению веры, благочестия и страха Божия, но имеет еще миссионерское значение, так как по меньшей мере уничтожает ту вековую рознь между старообрядцами и православными, которая возникла между теми и другими еще со времен патриарха Никона. Но известно, что помимо православных и старообрядцев в оренбургском крае имеются еще и различного рода сектанты не только рационалистического направления, как то: штундисты. баптисты и т.наз. евангелики, но и мистического, - каковы, напр., хлысты. Мы глубоко убеждены, что не будь ежегодного крестного хода с древнею чудотворною Табынскою иконою Божией Матери, возбуждающего и питающего религиозное чувство многих жителей оренбургского края, число отщепенцев от православной церкви тогда насчитывалось бы по местам не десятками и сотнями, как теперь, а целыми тысячами.

   Русский человек - везде русский, и любит он помолиться древней чудотворной святыне, а оренбургский край, как край новый, не богат не только ими, но даже и храмами. На всю оренбургскую епархию, превосходящую обширностью своей территории даже некоторые государства Западной Европы, имелось в 1911 году только 710 храмов, считая в том числе церкви - школы и даже молитвенные дома. Неудивительно поэтому, что русские богомольные люди, вынужденные обстоятельствами жить в оренбургском крае среди чуждых им по духу инородцев и иноверцев, обыкновенно ждут - не дождутся прибытия к ним древней чудотворной Табынской иконы Божией Матери и всякий раз неудержимо - радостно, со слезами на глазах, устремляются на Ея сретение. Нельзя не пожелать, поэтому, чтобы крестный ход с Табынской иконой Божией Матери никогда не прекращал своего существования, чтобы он и впредь из года в год возбуждал религиозное чувство жителей оренбургского края и чрез то постоянно служил бы наилучшим доказательством целесообразности древних церковных установлений и учреждений. В заключение всего мы должны сказать, что Табынская икона Божией Матери является тем религиозным флагом, под сению которого объединяются все православные жители оренбургского края, не забывшие преданий старины глубокой и заветов земли родной...

  Не даром оренбургский отдел Союза Русского Народа объединился тоже под хоругвию "с изображением Табынской иконы, как местной святыни". Не даром и новый кафедральный собор г. Оренбурга носит наименование Казанского. Не даром и одной из главных святынь этого собора служит копия Табынской иконы Божией Матери. Не даром , наконец, и наибольшее количество храмовых праздников в оренбургской епархии падает на дни празднования Казанской иконы Божией Матери. Ведь Табынская икона есть один из древнейших списков Казанской иконы Божией Матери.

Взято из газеты Казачий вестник №4 (69) 2010 г.Уральск