Международное православное движение
За святую Русь

Третьи Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/26

Четвёртые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/27

Пятые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/28

Шестые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/29

Седьмые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/30

Восьмые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/31

Девятые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/32

Десятые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/33

Одиннадцатые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/34

Двенадцатые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/35

Тринадцатые Николаевские чтения - https://my.mail.ru/mail/bebeff1/video/36

Цветник Старца Николая (Гурьянова), тайного епископа в схиме Нектария (24.05.1909 + 24.08.2002) 
       

Прикосновение Спасителя...


   Батюшка Николай... Какое слово самое главное в его жизни? Что завещал нам смиренный Старец и возлюбленный ученик Христа? 
   Покайтесь и веруйте в Евангелие... Вот суть проповеди святого, имевшего дар видения и ведения Бога и от обилия Благодати повторявшего только одно: «Я всегда с Господом... Зрю и ощущаю Его всегда... Веруйте в Господа, несомненно, только Вера Православная спасет вас в эти страшные времена». И еще очень важное: батюшка жил по Евангелию, имея совершенную веру в Благую Весть Христа. Он был хранителем чистоты Православия как внутреннего Света в душе народа, говорил, что Евангелие - это Небесная Радость, возвещающая человеку, что зло навеки сокрушено Спасителем мира, и мы все имеем крепкое упование наследовать Царство Небесное. Последний завет отца Николая всему человечеству: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» 
   
   В этих словах - все житие Батюшки и его высокое Богословие. Услышав их, Глинской пустыни схиархимандрит Симеон произнес: «Так мог сказать великий подвижник, обретший Путь». А Старец Кирилл (Павлов) добавил: «В наши последние времена Старец Николай - светильник, подобный Серафиму Саровскому». Потому Бог творит множество чудес через святого. Одно из недавних чудес: отроковица, находившаяся в глубокой коме, без сознания в течение двух недель, без всякой земной надежды на выздоровление, полностью исцелилась наложением на нее епитрахили и креста праведника. 
   Отец Николай был истинным Старцем. Из опыта мы знаем, что старцами, именно наставниками, могут быть немногие, далеко не все. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: есть старцы, которые хотя и достигли совершенства в духовной жизни, но они не могут по Богу руководить другими. Отец Николай мог, поскольку имел от Господа Благодать опытного духовника и проповедовал путь спасения, отводящий без блуждания в Царство Божие. Он говорил: «Церковь Христова - это Царство Божие, а оно, по слову Спасителя, внутри нас, потому человеку необходимо стяжать Христа в сердце, а не заниматься внешним благочестием». Стяжать Христа в сердце - этому учил нас отец. Преп. Симеон Новый Богослов утверждал: нужно увидеть Бога, чтобы Его проповедовать. Батюшка видел Бога... Он имел совершенный разум, от действия Духа, потому мог преподать спасительный совет душе... Но только той, которая желала слышать. 
   Отец Николай был святым старцем. Святым при земной жизни... Церковь именует святым человека, стяжавшего плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, - все это светилось в душе батюшки. 
   Что есть святость? - спрашивает Дионисий Ареопагит и отвечает: «Это свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Таким был Старец: не имеющим тьмы. Он утеснил себя совершенно и открыл сердце Богу, чтобы Он думал за него, действовал через него, по слову Апостола, - и батюшка сподобился Свыше великой Благодати и с тех пор был одарен сердечной молитвой: «В детстве, - открыл мне Старец, - Благодать посетила наше жилище... Царица Небесная и Спаситель явились мне, недостойному... Я зрел Господа, осязал Его... Господь крепко взял меня за руку - и держит ее и поныне... Вот так...» - при этих словах батюшка крепко сжал мою руку. Спаситель коснулся руки дивного отрока... 
   «Относительно прикосновения Православная Церковь верна своему Основателю, Господу Иисусу Христу, - пишет свт. Николай Сербский. - Прикосновением передается сила, человек связывается с Небом. [...] В Его деяниях по спасению людей прикосновение играет главную роль. Он коснулся руки больной тещи апостола Петра - и горячка оставила ее. Иаирову мертвую дочь Он взял за руку - и девица воскресла... Когда приступили слепцы, Он прикоснулся к глазам их - и они стали видеть. Петру, когда тот тонул, Он протянул руку - и спас его... Православные христиане ищут непрестанно соприкосновения с Богом, причем непосредственного соприкосновения. Существует два наиболее значительных: Причастие и внутренняя молитва...» (Свт. Николай Сербский. Двести слов о вере и любви. С. 48-52). Рукоположение священников происходит именно отсюда - возложением рук. Насколько это важно понимать именно так, как учит Церковь, святой Старец напомнил уже из Царствия Небесного. 
    

Никола Милостивый Мироточивый


   К пятилетию со дня успения батюшки, вернее чуть раньше, к началу Успенского поста, на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, был написан новый образ святого Старца, тайного епископа в схиме Нектария, который сразу нарекли по случившимся от него многим чудесам и обильному мироточению «Никола Милостивый Мироточивый». Это долгожданная и вымоленная икона, чудесная и пасхально-радостная... Знаменателен сам день, к которому Господь благословил появление Житийной иконы, богословие коей - несение Креста Церковию. Молитвенная основа - «один не спасается - спасающийся спасается в Церкви», в ее полноте - земной и Небесной. 
   Это прославление великой святости гонимой и многострадальной Церкви, не отступившей от правой веры и не пошедшей на соглашательство с безбожниками, но с радостию пошедшей на муки и изгнания. Это молитва ко Святым исповедникам и, прежде всего - Голгофе Царственных Страдальцев. Это икона несломленной в бессловесное послушание злу Русской Православной Души, в центре которой Распятие, а вкруг него - Царственные мученики, Небесные Лилии, процветшие у Голгофы в белоснежных ризах Любви. Они написаны как Царский Покров над русской землей, златотканая радуга примирения... Это поклонение Матери-Церкви и ее верному сыну Царскому Архиерею тайному схиепископу Нектарию, пошедшему за Христа и Царя в лагеря и ссылки, оказавшему духовное сопротивление иудам, торгующим Христом и предающим Его доныне. Эта икона - наша молитва о Святой Церкви, которую никакие преграды не задержали на Крестном Пути. Церкви, не ставшей в зависимость от властей и сохранившей внутреннюю свободу, как завещали нам Святые Отцы: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь Иисус Христос, освободитель всех человеков» (8 Правило 3 Вселенского Собора). 
    

   Чудо от иконы


   Написание иконы к Изнесению Древ Креста стало еще одним свидетельством того, что сам человек не в силах сделать даже малый шаг без благословения Неба, если это касается Божиих людей и великих святых. В таких случаях свт. Московский Филарет замечал: что решено Там, на Небе, здесь, на земле - не отменить... 
   Но вот на земле некоторые усомнились и решили отменить, что святые благословили с Неба: на второй иконке Жития, т.н. житийном клейме, уже было прописано Явление прикосновения Спасителя к отроку Николаю. Господь держал его за руку, а он шел за Ним с крестом. Икона была благословлена до малейших деталей, и я готовила для иконописца подписи к клеймам. При написании соответствующих слов к этому Явлению: «И Господь явися ему и поемше за руку рече...» - вдруг ясно услышала голос батюшки: «Писать-то ты это, роднуша, пишешь, а на иконе этого уже нет!» - сразу позвонила иконописцу, с вопросом: «Господь держит отрока Николая за руку?» - «Нет!» - последовал смущенный ответ. - Ко мне приезжал один священник, увидел написанное и сказал, что оно не канонично: Господь не может касаться грешных людей, и я заменил Господа на Ангела». - «Не канонично?! А образ «Благословение детей», воскрешение дочери Иаира, тещи Петровой, исцеление прокаженных, само свидетельство Старца?!» - «Простите, матушка, я исправлю, восстановлю, как было... Это сильное искушение» - расстроился иконописец, искренно поверивший священнику. 
   Все поняли, что искушение попущено для того, чтобы явить вящую славу святости батюшки и укрепить в вере, что отец Николай наставляет нас, как и при жизни, слышит, видит все, чем мы живем и что делаем, исправляет погрешности и врачует немощи. Святые помогают нам, и когда мы знаем, но чаще, как в данном случае, когда даже не ведаем. Они Духом Святым рядом: они чувствуют наше сердце, а мы чувствуем их близость. 
   Таково первое чудо от Житийной иконы Никола Милостивый Мироточивый. Батюшка напомнил завет Господа, чтобы мы не прекращали соприкосновения с Ним, как пишет Свт. Николай Сербский: «Это Новый Завет Тела и Крови Его. Чтобы мы причащались Им, были частицами Его. Чтобы приобщались к Нему, были подобны Ему» (Цит. изд. С.51)... Таков завет батюшки Николая: «Будьте всегда со Христом... Веруйте в Него несомненно! Держитесь за Ризы Спасителя и не будьте рабами человека». 
    

О Божественном созерцании


   Бог посылает Свою Благодать человеку не в меру его заслуг, а в меру чистоты его сердца и готовности приять Христа. От Бога была дана Старцу пронзительная прозорливость и огненная молитва, попалявшая духов злобы. Все в батюшке было Божие. Чистое сердце молитвенника обладало особым свойством видеть души людей. Сугубо отличало батюшку именно то, что он видел наши души с одного взгляда. И не только души живых на земле, но и упокоившихся в Вечность, ведь души безсмертны... Ему была открыта участь пропавших без вести людей и загробная участь упокоившихся. 
   Преп. Никон Оптинский размышляет о трех состояниях в молитве. Первый дар от Господа в молитве - внимание, второй - молитва внутренняя и высшее состояние духа - молитва видения: «Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать, здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом и мыслями он весь в Боге на Небесах. Некоторым даже открывались служения Ангельских Чинов. Это молитва - молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы. Например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы, как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух. Постоянно ли они находятся в видении или только по временам - не знаю. Они не говорят о том, что видят, редко открывают другим свои видения» (Иером. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. Спб. 1994. С. 169). 
   Именно таким я и знала дорогого батюшку: воистину святые редко говорят о своих видениях и созерцаниях, таков был и отец Николай. Но, благодарение Богу! - они благословляют нашу серую тусклую жизнь сияющими жемчужинами их личного подвига. Душа батюшки отражала Небеса, угодников Божиих, Ангельский мир, и он изредка приоткрывал духовную завесу неземного мира. В то время, когда Господь сподобил меня быть рядом с батюшкой, особенно в последние пять лет, он не раз говорил: «Я уже не земной... Я давно не здесь... А голова моя вся домашняя, уже Дома»... Домом Старец именовал Царство Небесное. Как часто батюшка повторял, взирая на наш суетный мир: «Мне это уже ничего не нужно... Я давно Там... Вы все держите меня на земле молитвой, а мне пора к Своим... Царь меня ждет, Императрица, мамушка моя...» 
   Не молитвою молилась его душа, но как свидетельствует о таких состояниях избранных праведников Исаак Сирин, он «чувством ощущал духовные вещи оного века, превышающие понятия человеческие, уразумение которых возможно только силою Святого Духа». 
   Как-то батюшку спросили вдруг вошедшие люди: «Что Вы сейчас делали?» - Старец взметнул удивленно глазами, ибо вопрос был странным, и ответил: «Я молюсь... всегда молюсь». 
    
   

Совет Святых


   Старец Николай был святым, которого слышало Небо. Поведаю чудесный случай по молитвам батюшки и по нашей вере в его святость. Шел 2001 год. Мы сидели в келлии и размышляли над прочитанными пророчествами Старца Аристоклия Афонского о последних временах мира: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался Суд Божий над живыми, и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше... А Россия будет спасена... [...] Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите, и будут войны - вот, уже время близко. Не бойтесь ничего, Господь будет являть Свою чудесную милость. Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но на не очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех». 
   Грядущее зло через китайского дракона тревожило ум. Мы вспомнили иные пророчества вселенских святых о желтой расе, которая как гигантская лавина обрушится на мир ненавистью и поглотит всех. Переживания вылились как всегда в мольбу к батюшке: «Отче! Что же делать, чтобы остановить китайское нашествие?» - Тихий ответ отца: «Всем, всему миру надо умолять Царственных мучеников, чтобы Они заступились за нас. Они ждут наших молитв. Вспомните, где Они пострадали, где Их косточки были пережжены в пепел». 
   Ответ Старца всколыхнул сознание: Урал - земля древних жертвенных культов, рядом с землями дракона. И вновь прозвучали тихие слова отца: «Кровь Царственных Жертв вопиет к Небу и встанет Несокрушимой Стеной для зла. Через нее не пройдут... Они растворились в нашей земельке». Сердце сжималось от горечи и боли, что Царственные мощи уничтожены изуверами: «Если бы были мощи, мы обнесли бы Их вдоль нашей земли, чтобы остановить Китай... Но мощей Царских нет!» - Батюшка сокрушенно покачал головой и перекрестился: «Что делать?! Мои драгоценные! Они Великие Святые, Их страшно ненавидел сам сатана за то, что Они сокрушили его силу. Как Их мучали и уничтожали, и нас-то как за Царя мучали и будут мучать!» - И вновь тихо, в глубину сердца, добавил: «Но сохранены мощи преподобномученицы Елизаветы». - «Батюшка! А если попросить у Зарубежной Церкви десницу Елизаветы Феодоровны и обнести ее крестным ходом?! Она бы стала щитом!» - Батюшка одобрительно кивнул и заметил: «Но сначала надо спросить у нее, как она сама думает, без этого нельзя»... 
   Прошло некоторое время. Уже к вечеру, перед сном, батюшка вдруг сказал: «Я поговорил с Елизаветой Феодоровной. Она не против, благословила... Можете просить у Зарубежной Церкви ее мощи для молитвы и укрепления в Россию». 
   Совет святых... Близкое соприкосновение небесного и земного, души святой в Церкви Торжествующей и души праведника, пребывающего во плоти на земле. Так Небо слышит молитву святых и прошения грешных... 
   Вечером того же дня мы позвонили человеку, для которого слово Старца было святым и непреложным. Алексей Алексеевич Сенин, воин Русского Вестника, по благословению батюшки Николая составил прошение и отправил на имя Преосвященнейшего Владыки Лавра... По благословению Свыше включился земной механизм - письма, переговоры, все на ряду. Прошло время... Отца Николая Господь в 2002 году призвал в Свои Небесные Селения, а в 2004 - в Россию привезли благословенную десницу преподобномученицы Елизаветы, пред которой с благоговением и любовью молились верующие... Не по нашей воле, а по нашей горячей молитве ко Господу и по вере в Его святых. 
    
   

Слезы Старца


   «Ныне Церковь и Россия недугуют. Суть болезни, - сокрушался батюшка, - в том, что мы лишены сугубой укрепляющей Благодати, изливающейся на Священную Главу Помазанника Божия, а через Него - подданным, на всю Россию». «Помазанник, Который управляет нами при особенном содействии от Духа Святого, Помазанник, через Которого управляет нами Сам Бог» - так учил свт. Макарий Московский. Известный канонист Православной Церкви Вальсамон: «Сила и деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как Патриарх есть только духовный пастырь». «Такова сила Царской харизмы!» - напоминал благодатный Старец. 
   «Все причины наших бед - в соборном грехе измены Царю из Рода Романовых и в попущении ритуального заклания изуверами древнего синедриона Царской Семьи, нераскаянность сердец в допущенном зле». 
   Одной из основных бед батюшка считал недопонимание природы Самодержавия. Особенно духовенством. С сокрушением сердца говорил, что Церковь, хранительница Царской Благодати Миропомазанничества, не уберегла Царя и промолчала, большинство священнослужителей отреклись и предали. Не нашлось силы духа остановить древний синедрион, и земля наша обагрилась реками крови. Бунт против Священного Помазанника не был осужден от лица Церкви. Промолчали... «А сейчас, - горько заметил Старец, - все должны нести епитимию... Особенно духовенство. Искупительную епитимию за отвержение Царя... И если бы не Крестные Муки Царской Семьи - кто знает, что было бы со всеми нами, с Церковью Русской»... Возвращаясь постоянно в беседах к общему отпадению от Веры, говорил: «Но нельзя думать, что Русь утеряла крепкую Веру в Бога по вине какого-то одного человека или группы людей, вина на всех общая, все и страдаем... Больше всего виновато в том было духовенство, священство, которое, забыв о Небесном, прилепилось к земле...Они допустили мудрецам-безбожникам совершить беззаконие и над народом, и над Царем». 
   Старец глубоко чтил тех пастырей, которые душу свою полагали за Царя и Царскую Власть. И сугубо - Мученика за Христа и Царя Старца Божия Григория, принесшего всего себя к подножию Царского Креста. «Если бы все духовенство понимало высоту и святость служения Государя и Царицы, то они бы не терзали и не чернили Григория, а молились бы Богу, как и он - за Царскую Русь, за Цесаревича Алексия... Но зависть, озлобленность, невежество дали путь сатане искушать сердца - и сотворили неслыханное: святого Старца умучали, сожгли, а многие священники - радовались и ликовали. И сейчас не лучше прежнего... Сколько зла и ненависти к Григорию у духовенства, а что он им сделал?! О каком разрушении России Божиим человеком Григорием они говорят? - Это что-то глупое и ненормальное. Кто не молится, тому Григорий не откроется. Он Пророк был... А из Священной истории мы знаем, что бывает народу, если он убивает Пророка... И подумайте, какой народ убивал своих Пророков?! - Вот и Григория те же мудрецы умучали»... 
   Сокрушался Старец: «Спит народ, спит духовенство. Только Церковь может явить и свидетельствовать в эти апокалиптические времена Правду о Царе и Царской Семье». 
   Батюшка говорил: в церковную ограду заброшены диавольские сети - непризнание и неприятие Царской Власти (даже прославляя, произнесли кощунство: «Канонизируя Царя, мы не канонизируем Царскую Власть»). Умаление почитания Царственных Страдальцев, идущее зачастую от духовенства. Непонимание духовного Креста Царственных мучений не только за Русь, но и за весь мир. Восстание против почитания Царя - измышление жидовствующими еретиками страшного понятия «царебожие», на что Старец грозно сказал: «Почитание Царя и Царской Власти - Евангельская заповедь, которая дана всем христианам, и грешно ее нарушать. Осуждение Помазанников Божиих - грех против Господа. За это может быть страшное наказание Божие Церкви» (особенно это касается не прекращающейся хуле на Первого Русского Царя Иоанна Грозного). 
    
   

Пути спасения


   «Кто любит Царя и Россию - тот любит Бога» - завет святого Старца Николая. 
   «Без истинного покаяния нет истинного прославления, - говорил Старец. - Господь не дарует России Царя, пока не покаемся истинно за то, что допустили очернить и ритуально умучить Царскую Семью иноверцам. Должно быть духовное осознание». 
   «Молитва к Царю Николаю - духовный щит России. Он имеет против диавольских слуг великую силу Божию. Бесы страшно боятся Царя», - говорил Старец. 
   Батюшка благословлял молиться Первому Самодержцу Иоанну Васильевичу Грозному. Запрещал хулить, осуждать, дерзостно говорить о любом Царе - все это признак нечистоты сердечной. Нельзя слушать и читать ложь о святых Царях и вообще о людях - это ведет к помрачению ума. Мутнеет око души и не видит Истины. «Если услышите, что кто-то хулит Царя Иоанна Грозного, сразу попросите Господа, чтобы Он простил этого человека. Страшное наказание ему может быть! Он ведь может умереть без покаяния!» 
   Старец оставил духовное завещание: любовь к Церкви Божией, молитву за дарование России Царя, любовь к Отечеству земному - все, что возводит в Отечество Небесное. 
   Необходимо восстановить в себе истинное верноподданничество и обратиться к Богу, чтобы явлен был нам, проникнутым должным церковным сознанием, Царь. 
   Благословил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Царственных мучеников помилуй нас, грешных, и спаси землю русскую». 
   Совершать Крестные ходы со Священным Именем Царя и всей Царской Семьи - ибо это великая сила. 
   Духовенству просвещать народ о великой Искупительной Жертве Царя, обязательно поминать на всех отпустах. 
    
   

Искупительная Жертва Царя


   «Жертва Царя Николая, - говорил батюшка, - полное сораспятие Христу, Жертва за Русь Святую». Необходимо постичь величие Жертвы Царя, она исключительна для Русской Церкви. Об этой Жертве постоянно плакал и молил о прощении великий Старец Земли Русской Николай, и Господь открыл батюшке, что Он помиловал Россию, уже помиловал, и русский народ прощен - за Искупительную Голгофу Святого Царя... 
   «Святой Царь не отрекался, на Нем нет греха отречения. Он поступил как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли». 
   «Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, и только молитва Святого Царя Николая отводит от нас гнев Божий. Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как Он Там плачет за нас!» 
   Благодатный Старец говорил о виденном очами души, очищенной страданиями. Ангельский мир, мир темных духов ясно видело его око. Невыносимо больно было слышать откровения Старца о кровавых мучениях Царственных Ангелов: он говорил, что Детей истязали на глазах онемевших святых Страдальцев, особо истязуем был Царственный Отрок... Царица не проронила ни слова. Государь весь стал белый. Батюшка плакал: «Господи! Что они с Ними со всеми сделали! Страшнее всяких мучений! Ангелы не могли зреть! Ангелы рыдали, что они с Ними творили! Земля рыдала и содрагалась... Была тьма... Умучили, разрубили страшными топорами и сожгли, а пепел выпили... С чайком... Пили и смеялись... И мучались сами. Имена тех, кто это сделал, не открыты... Мы их не знаем... Они не любили и не любят Россию, сатанинская злоба у них... Окаянные жиды... Ведь они Святую Кровь Их пили... Пили и боялись освятиться: ведь Кровь Царская - Святая... Надо молиться Святому Страдальцу, плакать, умолять, чтобы всех простил... Имен мы их не знаем... Но Господь знает все!»(25.01.2000) 
   Батюшка свидетельствовал, и его слово свято: «Царских останков нет! Они в свое время сожжены были». - Потом строго добавил: - Храните ту Истину, которая необходима в Вечности. Поняли? Вот это главное!» - Позже разъяснил: «Царь Николай, по великой любви к России и человеку, уничижился, мучался, страдал, пошел на Крест. Он простил всех, даже мучителей-извергов, окаянных убийц... Но Бог не простит нас, ес